Шахматы приемы

Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед — отработать несколько распространенных дебютов:

  • Испанская партия — классический дебют, суть которого состоит в выведении слонов для атаки. Переместите пешку перед королем на два поля вперед, затем лошадь на F3 (играя за белых). Завершите дебют, переместив слона через всю доску, пока перед ним не окажется свободное поле, за которым будет стоять вражеская пешка.[3]
  • Английское начало — это медленный и гибкий дебют. Передвиньте пешку C2 вверх на одно поле, затем аналогично передвиньте пешку G2, чтобы освободить слона (черные двигаются к центру) или коня (если черные пойдут по краям).[4]

  • Проверните рискованный Королевский гамбит. После Бобби Фишера каждый гроссмейстер знаком с этим дебютом, способным вывести из равновесия любого новичка. Просто переместите пешки с E2 и F2 вперед на два поля в первые два хода. При этом черные зачастую переходят в атаку, реагируя на ваше открытие, но вскоре ваша стена пешек доставит им немало проблем.[5]
  • Чтобы взять под контроль центр доски, используйте Ферзевый гамбит. Белые перемещают пешку на d4, тем самым вытягивая черную пешку на d5. После этого, белые, как правило, отвечают перемещением пешки на c4. Этот маневр переносит противостояние на центр и открывает дорогу для вашего ферзя и слона.[6]
    • Хорошим противовесом ферзевому гамбиту считается Французская защита. Играя за черных, переместите пешку на e6. На следующий ход белые должны переместить пешку на d4, позволив вам ответить пешкой на d5. Тем самым освободив своему слону дорогу для атаки. Забрав вашу пешку на e6, белые оставят своего короля под ударом, во избежание этого они могут переместить коня на c3. Чтобы прижать коня, переместите слона на b4.

Источник: ru.wikihow.com

1. Улучшайте все свои фигуры

Один из главных шахматных принципов – улучшение позиций фигур. Данное правило характерно как для позиционной игры, так и для тактической.

Каждый темп, который Вы инвестируете в улучшение позиций своих фигур, в долгосрочной перспективе принесет выгоду. Чтобы эффективно атаковать или защищаться, расставляйте свои фигуры на лучшие поля, где они смогут максимально участвовать в игре.

Давайте посмотрим на позицию ниже. У Белых есть несколько способов улучшить свои фигуры. Например:

  • Bb2 – заняв большую диагональ, слон станет сильнее.
  • Rfe1 – заняв открытую линию, ладья усилится.
  • Ne4 – как мы знаем, конь в центре —сила.
  • Rad1 – заняв центральную вертикаль, ладья в перспективе станет сильнее.

2. Создавайте выгодную пешечную структуру

Этот принцип понимают многие шахматисты, но не каждому удается его применить. Причина, скорее всего, в том, что игроки заняты более важными проблемами, и у них попросту нет времени на такие простые вещи, как пешечная структура.

Однако создавая благоприятную пешечную структуру, которая подходит для Ваших фигур, Вы не только улучшаете свои фигуры, но и делаете менее комфортной игру соперника.

На примере ниже Чёрные сыграли …с4. Этот ход имеет глубокий смысл. Если Вы посмотрите на пешечную структуру Чёрных, то увидите, что все пешки стоят на белых полях. Поскольку у Белых остался белопольный слон, то имеет смысл закрыть центр по белым полям. Во-первых, это сделает сильнее коня Черных, т.к. в закрытых позициях конь обычно сильнее слона. А во-вторых, ставя пешки на белые поля, мы ограничим слона и лишим его полезных ходов.


3. Ограничивайте фигуры соперника

Ограничение фигур соперника — одна из мощнейших техник.

В предыдущем примере мы видели, как выгодная пешечная структура может улучшить активность наших фигур и в то же время ограничить мобильность вражеских. Тот же эффект можно сделать с помощью наших фигур, которые будут ограничивать фигуру или фигуры соперника.

На примере ниже Белый слон полностью доминирует над Чёрным конём. У коня нет ходов, потому что все поля a7, b6, d6, e7 под контролем слона. По этой ссылке можно посмотреть пример, когда конь доминирует над слоном.

Несмотря на равенство материала, у Чёрных уже проигранная позиция. А причина в том, что у них ограничен конь. Белые продолжают 1. f5!, загоняя короля на h7, тем самым ещё сильнее его ограничивают. Затем они играют 2. a4, с целью провести ферзя. Вскоре Чёрным придётся отдать коня за эту пешку, и Белые получат решающее преимущество.

4. Нейтрализуйте план соперника

В игре нужно понимать, что именно планирует Ваш соперник, и особенно важно мешать этому плану. Будьте постоянно начеку и регулярно задавайте себе вопрос – а какие ходы планирует мой соперник? Так Вы всегда будете на шаг впереди.


На примере ниже Чёрные планируют перевести коня на поле d4, с помощью маневра e7-c6-d4. Белые «раскусили» этот план и приняли все меры предосторожности. Они сыграли 1. Ne3 с последующим 2. Nc2, заранее прикрыв важное поле d4.

План Черных провалился. Обратите внимание, что размен ладей не поможет Черным поставить коня на е4.

5. Копите мелкие преимущества

Позиционные шахматы — это аккумулирование множества маленьких или очень маленьких преимуществ, а затем использование их в подходящий момент. В позиции ниже у Белых уже есть несколько таких преимуществ.

Они контролируют линию D, Чёрные пешки «h» слабые, слон h7 плохая фигура, а конь на e5 очень хорошо расположен.

Этого вполне достаточно, чтобы начать решающую атаку с помощью 1. Rd7.

6. Преобразуйте временные преимущества

Временные преимущества – важное подспорье в игре. Но у них есть один недостаток – они временные. Чтобы в полной мере их использовать, Вы должны правильно преобразовать эти преимущества в постоянные.


Обычно это означает то, что Вы должны действовать быстро, пока соперник не исправит или не избавится от этого временного преимущества.

На примере ниже у нас именно такая ситуация. Чёрный король застрял в центре. Если Белые быстро что-нибудь не предпримут, то Чёрные рокируют, и позиция уравняется. Белые планируют после хода 1…e4 пожертвовать качество с помощью 2. Rxe4!, чтобы вскрыть позицию. Далее возможно 2…Nxe4 3. Qxe4+ Ne5 +- с выигрышем. Обратите внимание, как умело Белые реализовали временное преимущество в постоянное!

7. Не спешите

Это один из важнейших шахматных принципов, который применим ко всем стадиям игры – от дебюта до эндшпиля. Данное правило не утверждает, что Вы должны тратить время, но прежде чем осуществлять серьезные позиционные изменения, необходима тщательная подготовка.

В позиции ниже у Белых есть преимущество в виде двух центральных пешек. Они могут двигать эти пешки уже сейчас, но это будет неправильным решением.

Вместо этого им следует подготовить движение — с помощью ходов f4, Kh1, Rd1 и Re1.

Этими ходами они обеспечат себе базис для сильной атаки в центре, которой, видимо, будет достаточно для победы.

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

Источник: xchess.ru

Тактика и стратегия игры в шахматы.

Шахматная стратегия — принципы и способы шахматной партии, охватывающие подготовку и осуществление систематического, последовательного развивающегося воздействия на позицию соперника.
Как совокупность общих принципов разыгрывания шахматных партий стратегия существует с момента возникновения самой игры. Вместе с тем, начиная с Филидора, складывается стратегия, основывающаяся на создании сначала пешечной, а затем общефигурной структуры шахматных позиций.

Элементами стратегии шахматной борьбы являются:
— оптимальная для данной ситуации расстановка фигур;
— концентрация их на важном участке борьбы и обеспечение взаимодействие между ними;
— создание максимальных трудностей другой стороне в выполнении поставленных задач;
— овладение пространством, особенно в центре, или контроль над ним и стеснение фигур противной стороны, либо подрыв центра противника;
— гармоничное, взаимосвязанное расположение пешек и ослабление их у другой стороны;
— создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
— захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей.


Совокупность этих элементов в каждый момент партии с учётом возможных конкретных предложений даёт возможность оценить позицию, на основании чего и определяется план игры.

Стратегия органически связана с тактикой шахматной игры, использует её приёмы для достижения стратегических целей, а также создаёт структурную основу для нанесения тактических ударов, осуществления комбинаций.
Стратегия всегда абстрактна, тогда как тактика — конкретна. Партии, сыгранные в русле стратегических планов, относятся к позиционным; сыгранные в тактическом стиле — к комбинационным.

Шахматная тактика — совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.
Роль тактики в шахматной игре исключительно велика: грубая ошибка или тактический просчёт могут повлечь за собой немедленный проигрыш партии. При вступлении сил соперников в непосредственный контакт, когда фигуры сторон нападают или угрожают напасть друг на друга, на доске возникает тактическая ситуация. В тактических операциях фигуры взаимодействуют друг с другом, при этом большую роль играет согласованное действие фигур одной стороны против другой.

В любой тактической операции можно выделить 3 компонента:
— объект атаки;
— средства атаки;
— средства защиты.


Объектами атаки могут быть не только короли, но и любые другие фигуры или пешки. Иногда объектом атаки может стать группа полей или одно поле в расположении сил соперника.
К элементарным средствам атаки относят угрозы нападения, нападения, ограничения, но эффективными средствами атаки являются двойное и комбинированное нападение.
Среди элементарных средств защиты — уход атакованной фигурой, её поддержка другой фигурой, перекрытие действия атакующей фигуры, ответное нападение. При защите редко удаётся нанести ответное двойное или комбинированное нападение.

Комбинация — важнейший элемент тактики шахматной игры, который нередко связан с жертвой, что делает его особенно привлекательной с эстетической точки зрения.

Элементы шахматной тактики:

Подрыв центра — стратегический приём в шахматной партии, применяемый с целью ослабления или разрушения неприятельского центра, одно из наиболее эффективных средств современных дебютных стратегии. Встречается во всех стадиях шахматной партии.

Цугцванг (нем. Zugzwang «принуждение к ходу») — положение в шашках и шахматах, в котором одна из сторон оказывается в положении, в котором любой ход ведёт к ухудшению позиции.
В настоящее время термин употребляется не только в шахматах, но и в других видах спорта (бильярд, кёрлинг), в азартных и настольных играх (нарды, карточные игры), а также во многих других областях, и даже в быту.


пример в значении, когда любое действие или бездействие все равно приведет к ухудшению ситуации, то есть «делать нельзя и не делать нельзя».
При цугцванге у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных или нейтральных ходов и передвижение любой из фигур ведёт к ухудшению оценки собственной позиции (в строгом понимании — к ухудшению результата).
Нередко встречается мнимый цугцванг, то есть позиция, исход которой не меняется при воображаемом переходе хода к противнику, но субъективно ощущается отсутствие полезных ходов.
Другим распространённым мнимым цугцвангом является любая проигранная позиция, при которой проигрывающий вынужден пассивно ожидать приближающееся поражение.

Связка (англ. pin, нем. Fesselung), в шахматах — позиция, в которой дальнобойная фигура (ферзь, ладья, слон) нападает на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура. Таким образом, в связке участвуют, как минимум, три фигуры.
Нападающая фигура называется связывающей, защищающая — связанной, так как связка обычно приводит к ограничению её подвижности и атакующих действий. Связка может быть полной (абсолютной), если связанная фигура полностью теряет способность двигаться, защищая своего короля, и неполной (относительной), когда связанная фигура может двигаться — или вдоль линии связки, или если она защищает не короля, а другую свою фигуру. Фигура может дать шах или мат, даже будучи связанной. Кроме того, связанная фигура может, в свою очередь, связывать фигуру противника. Действие, приводящее к образованию связки, называется связыванием.


В шахматной композиции различают следующие способы связывания:

Прямое, когда дальнобойная фигура идёт на линию связки, связывая фигуру (или пешку) другого цвета.

Косвенное, когда с линии связки уходит фигура (или пешка) того же цвета, что и связывающая.

Самосвязывание, когда связка создаётся ходом той стороны, чья фигура (или пешка) оказывается связанной.

Скрытая (замаскированная) связка — позиция, в которой связка образуется вследствие ухода с линии связки одной или нескольких фигур любого цвета.

Полусвязка — позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся две фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любой из этих двух фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки) — частный случай самосвязывания. Полусвязка является также частным случаем замаскированной связки.

Третьсвязка — позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся три фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любых двух из этих трёх фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки).

Завлечение (привлечение) — тактический приём, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определённое поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры.

Отвлечение фигуры, тактический приём, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии). Отвлечение часто достигается при помощи жертвы.

Уничтожение защиты — тактический приём, используемый для устранения (путём жертв или разменов) фигур или пешек соперника, защищающих или прикрывающих другие фигуры (в частности, короля). Нередко уничтожения защиты — составной элемент различных комбинаций.

Перекрытие в шахматах — тактический приём в шахматной партии, расположение фигуры на линиях действия дальнобойных фигур. Часто в практической игре понимается как расположение собственной фигуры на линиях действия дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их атакующих или защитных действий.

Блокировка (блокирование поля) — тактический приём, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. Особый вид завлечения: так при завлечении объект нападения — завлекаемая фигура, при блокировки — блокированная.

Освобождение поля — тактический приём, позволяющий освободить необходимое для другой фигуры поле. В шахматной композиции освобождение поля для короля называется разблокированием. Как тема в задаче освобождение поля часто сочетается с жертвой фигуры — т. н. освобождающая жертва.

Шахматная теория представляет собой набор исследований, посвящённых различным аспектам шахматной игры. Её активное развитие началось с XV века, когда шахматные правила устоялись в виде, оставшемся практически неизменным до наших дней.

Этапы партии. Теория выделяет три этапа шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

Дебют — начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10-15 ходов. В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории, существует объёмная классификация дебютов, наработаны рекомендации по оптимальным действиям в тех или иных вариантах, отсеяно большое количество неудачных дебютных систем.

Миттельшпиль — середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии (ситуации, когда выигрыш достигается ещё в дебюте, очень редки). Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за ключевые пункты, в первую очередь — за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии, обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.

Эндшпиль — заключительная стадия игры. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо достижением положения, когда победа в принципе невозможна. В последнем случае заключается ничья.

Шахматы как игра с полной информацией. Шахматы являются игрой с полной информацией, поэтому итог игры предопределён в случае следования по крайней мере одним из игроков оптимальной стратегии, гарантирующей достижение выигрыша (или ничьей). Математически доказано, что такая стратегия, при условии конечности игры, наверняка существует (для шахмат, как и для любой другой игры с полной информацией), однако на текущий момент для шахмат она не найдена. Большое количество вариантов ходов и возможных позиций препятствуют «механическому» расчёту хода партии более чем на несколько ходов вперёд, так что на практике итог игры непредсказуем.

Источник: playinchess.net

Шахматные комбинации – это тактический прием в шахматах, позволяющий получить материальное или позиционное преимущество в партии или конкретных позициях, а также достигнуть поставленных целей. В этом уроке рассмотрим какие  существуют шахматные комбинации и как их можно использовать вовремя партии.

Одни из самых распространённых шахматных комбинаций: двойной удар, открытое нападение, связка, «капкан» (ловля фигуры) очень часто используются всеми шахматистами от начинающего до профессионала. Цель этих комбинаций получение материального преимущества, однако комбинации: открытое нападение и связка не редко используются и для получения позиционного преимущества и даже в атаке на короля.

Комбинации: отвлечение, завлечение, сквозное действие фигур («ренген»), встречаются реже и применяются чаще более опытными шахматистами нежели начинающими. Такие комбинации используются для получения позиционного преимущества, при атаке на короля, а также конкретных замыслов. Однако следует отметить, что при помощи их можно получить и материальное преимущество.

Комбинации: промежуточный ход, перегрузка фигуры, перекрытие, уничтожение защиты, блокировка поля, далеко продвинутая пешка, это не совсем тактические комбинации как утверждают многие. Это скорее всего стратегически приемы, позволяющие нам получить позиционное преимущество, а как следствие, провести успешную комбинацию получая другие виды преимущества.

Таким образом в шахматах существует 7 основных тактических шахматных комбинаций:

— Двойной удар;

— Открытое нападение;

— Связка;

— Ловля фигуры («Капкан»);

— Отвлечение;

— Завлечение;

Сквозное действие фигур («ренген»).

Все остальные комбинации являются составными (сочетание нескольких комбинаций в одной) или же относятся к инструментам стратегической борьбы, о которой мы будем вести речь в следующих наших уроках.

На этом все, если есть вопросы задавайте в комментариях ниже на все буду отвечать. Не забывайте также подписаться на нашу бесплатную рассылку, вступить в группу вконтакте и другие социальные сети.

Источник: schoolchess.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.