Расстановка шахмат на доске король

История длиной в несколько тысячелетий не повлияла на популярность шахмат. Как и много веков назад, в наше время интеллектуалы, любители тренировать свой ум садятся за шахматную доску, чтобы окунуться в мир захватывающих комбинаций, неожиданных ходов, удачных решений. Освоение этой непростой, интересной игры требует времени, концентрации внимания. Но результат стоит таких стараний. Шахматы увлекут своими неограниченными возможностями, подарят немало ярких эмоций. Психологи утверждают, что люди, увлекающиеся этой древней игрой, в жизни ставят реалистичные, достижимые планы, быстро принимают правильные решения.

Первым шагом в мир шахмат является освоение правил расстановки фигур на доске. Если вы решили сделать эту игру своим увлечением, развить математические способности, эта статья поможет вам усвоить порядок подготовки к предстоящей партии.

Расстановка – видео

Шахматная доска – поле битвы и координаты

Шахматная доска имеет форму правильного квадрата, каждая сторона состоит из 8 клеток. Шахматисты называют их полями. В отличие от шашек, все клетки, 32 черных и 32 белых задействуются в игре. В расстановке фигур перед игрой действует несколько правил:


  • доска устанавливается таким образом, чтобы у каждого партнера крайней правой была клетка белого цвета;
  • черные и белые фигуры противников располагаются симметрично;
  • в первоначальной позиции фигуры занимают 2 первых ряда.

Каждое поле доски имеет персональный адрес, позволяющий фиксировать ходы во время игры. Для определения индивидуальных данных клетки на сторонах доски имеются буквы и цифры. По горизонтали нанесены буквенные обозначения от a до h, по вертикали цифры от 1 до 8. Адрес обозначается следующим образом: a8, g6, c5 и др. По шахматным правилам для расстановки белых фигур перед игрой отводятся горизонтали 1-2, для черных 7-8.

Расположение на доске

В первоначальной расстановке фигур на шахматной доске строго соблюдаются правила, предусматривающие для каждой единицы определенное место. Позже в процессе игры они будут перемещаться по всей доске, но перед игрой они должны занимать определенную позицию. Запомнить дислокацию несложно, достаточно 2-3 раза самостоятельно расставить фигуры на доске. Для новичков наиболее удобным является следующий порядок установки:

  • на крайние клетки черную и белую поставить ладьи;
  • около них располагаются кони;
  • следующими устанавливаются слоны;
  • последними ставятся король и ферзь;
  • пешки устанавливаются на следующей горизонтали в ряд перед главными фигурами.

В каждом наборе по 2 ладьи, коня, слона. Эти фигуры занимают белую и черную клетку в диагонали. Соблюдение правила обеспечит правильность совершения ходов. После установки всех фигур можно приступать к игре. Посмотреть, как это выглядит, можно на картинке ниже.

Начальная позиция, как правильно расставить шахматы на доске (фото):

фото правильной расстановки шахмат на доске, картинка начальной позиции

Значение фигур, их «стоимость»

Во время сражения игроку приходится жертвовать фигурами, чтобы выполнить поставленные задачи. Участники боя имеют различную ценность. Ее нужно учитывать при принятии решения. Для этого нужно запомнить значение, «стоимость» каждой фигуры:

  • король является бесценной фигурой, без него игру продолжать нельзя;
  • у ферзя самая высокая стоимость, он может выполнить функции 9 пешек;
  • стоимость коней и слонов составляет 3 пешки;
  • пешки считаются солдатами, выполняют мелкие задачи.

У каждой фигуры есть определенные отличия. Иногда в подарочных вариантах они имеют нетрадиционный вид. Но отличить слона, коня, ладью или ферзя все же можно.

Обозначения шахматных фигур

В процессе обучения шахматному мастерству новичку придется заняться изучением шахматных партий. Позже появится желание записывать свои партии. Для того чтобы «читать» партии, ходы, грамотно фиксировать ход сражения, необходимо запомнить обозначение фигур в русском и английском варианте:

  • король – Кр (K-king);
  • ферзь – Ф (Q – queen);
  • слоны – С (B – bishop);
  • ладьи – Л (R – rook);
  • кони – К (N – kNight);
  • пешки – п (p – pawn).

У пешек обозначение может не ставиться. Кроме букв для шахматных фигур используются символы. Они необходимы для изображения расстановки единиц на доске в пособиях, книгах. Правила обозначений фигур называются шахматной нотацией, которую нужно изучить каждому начинающему игроку.

Рекомендации для начинающих шахматистов

Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:


  • при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
  • можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
  • на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
  • обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.

Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.

Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.

Источник: chessday.ru

Как расставить фигуры на доске


Вначале расскажем о доске. На ней нарисованы шестьдесят четыре квадрата, расположенные по схеме “восемь на восемь”. В отличие от шашек используются все клеточки на доске. Хоть поле игры является квадратным и на первый взгляд его стороны одинаковы, с ориентацией можно ошибиться. Есть важная вещь, обязательная для выполнения: белая клетка всегда находится в правом от игрока углу. Если пока это не кажется важным, после вы поймете её значимость.

На некоторых досках нарисованы буквы и цифры, которые расположены по краям. Это шахматная нотация, которая пригодится позже. Эти значки помогут сориентировать доску и записать ход партии. Буквы должны находиться напротив игроков, а числа – с левой и правой сторон. При таком раскладе на правом углу от вас будет располагаться белая клетка. Далее перейдем к главному и расскажем по представленному фото, как как правильно расставить шахматы на доске.

Как правильно расставить шахматы на доске фото


После расстановки пешек практически половина нужной работы будет сделана. В игре присутствует по восемь белых и восемь черных пешек. Их расставлять очень легко. Создайте из них линию во втором и седьмом ряду. Это максимально просто, так как на восемь клеток приходится восемь фигур.

Если представить себе поле боя, то пешки будут простолюдинами – бойцами, которые начинают сражаться первыми. Исключением может стать только благородный конник, который с благими намерениями перепрыгивает их без спроса.

Проверьте обозначения шахматной нотации. Пешки белого цвета всегда должны быть расположены на том ряду, где нарисована цифра 2, черного цвета – на седьмом ряду. Это позволит еще раз убедиться, что вы сделали всё как по учебнику.

После пешек переходите к ладьям. На доске присутствует четыре ладьи – по две каждого цвета. Их следует ставить по углам соответствующего цвета. Своим внешним видом они больше похожи на башни. «И как эти сооружения передвигаются?» – недоверчиво спросите вы, если всерьез задумаетесь. Ну, представим, что у хорошего короля, изымающего неплохие налоги и не выдающего дополнительной ипотеки своим гражданам, башни могут ходить.


Органично смотрелись бы в такой фигуре стены для обороны знатных особ. Ладьи становятся по углам. Их форма также имеет некоторый смысл. На башнях укреплений часто располагали метательные орудия, которые поражали подступающего врага на больших расстояниях.

Исходя из этого логично выглядит, что ладьи двигаются по довольно большому диапазону. После можно посмотреть на коней, которые обычно изображаются с лошадиной головой. Их также четыре (по два белого цвета и два черного), их необходимо располагать возле ладей.

Следующими ставят слонов. Это фигура обычно состоит из продолговатого овала с небольшим кругом сверху. Они находятся возле коней. Иногда слонов и коней путают местами. Обязательно запомните, что эти большие животные с хоботом стоят возле короля и ферзя, а кони – посередине между слоном и ладьей. Смена этих фигур местами приведет к полной смене тактики начала партии. Правильное положение фигур становится ключевым моментом получения ценного опыта и знаний от шахмат.

Если фигуры расставить правильно, то можно отметить, что слоны стоят по сторонам от короля и ферзя. Это единственно верное расположение. Пофантазировав, можно представить, что эти большие, благородные животные – ближайшие слуги короля и ферзя, которым позволено находиться рядом. А обычные рыцари и прочие защитники недостойны тяготить высоких особ своим присутствием.

После этого переходите к расстановке королей и ферзей. В это время вернитесь мыслями в тот момент, когда вы взяли доску, положив её перед собой. Нужно было поставить поле для игры так, чтобы правая угловая клетка была белой. Именно при расстановке ферзей это окажет свое влияние.


На каждом из рядов, ближайших игрокам, осталось два места. Ферзи обязательно должны стоять друг напротив друга со стороны вашей левой руки. А узнать их очень просто, это одна из самых больших фигур, имеющая небольшую корону.

Для корректной расстановки запомните несложное правило: ферзь должен занимать клетку такого же цвета, как и он сам. Если ферзь белый – он должен стоять на светлой клетке, если черный – на черной. Внимательно отнеситесь к этому занятию. Если все будет сделано так – получится два ферзя, которые расположены в одном ряду. Очень часто новички начинают свою игру таким образом, что их ферзи стоят на неправильных клетках, а это значительно меняет всю стратегию шахматной партии.

На оставшиеся клетки следует просто расставить королей. Самая важная фигура в игре, хорошо заметна из-за небольшого креста на вершине.

Ошибки при расстановке шахмат

Итак, вы смогли правильно поставить доску и расставить все фигуры. Теперь можете приступать непосредственно к самой игре. Чтобы больше не путать расстановку, отработайте её несколько раз. В последующем все действия будут для вас максимально простыми и естественными. Вам удастся правильно расположить шахматы, даже не задумываясь об этом.


Если понаблюдать за играющими в шахматы по телевизору или в фильмах, то заметите, что некоторые из них допустили ошибки при расстановке и даже не знают об этом. Такой момент был даже в культовом «17 мгновений весны». Большинство людей в мире даже не догадывается о том, как расположены фигуры на доске и что сама её установка имеет свои особенности.

Конечно, это только начало интересного знакомства с миром шахмат. Далее нужно практиковаться с друзьями. А если у вас нет таких знакомых, соперника можно найти и в интернете. Не пренебрегайте теорией, изучайте книги-самоучители и сборники задач. Можете найти интересные видеоуроки или даже нанять преподавателя, если вы всерьез намерены научиться хорошо играть.

(14113)

Источник: chess-boom.online

Как научиться играть в шахматы с живыми игроками: изучаем как ходят фигуры

Открывающий этап в процессе обучения этой игры – изучение особенностей передвижения фигур по игральной доске. Да, о правильной расстановке мы поговорим позже, когда вы поймете своеобразность каждой статуэтки.

Пешки составляют основную часть «войска» в игре

  • Всего их восемь единиц. Передвигать пешку на два свободных квадрата можно при первом ходе игрока. При последующих ходах она передвигается вперед только на одно свободное место.
  • Пешки не могут двигаться вперед, если они заблокированы другой фигурой. Но они способны захватить те фигуры оппонента, которые располагаются спереди по диагонали с размахом в одну клеточку.
  • Пешка – это сингулярная фигура, которая не может двигаться назад. Но зато она является статуэткой, которая захватывает вражеские фигуры уникальным образом. Ведь ее нападение отличается от ее обычного способа перемещения.

Ладья – это фигура, которая похожа на башню замка

  • Благодаря этой ассоциации ее можно легко запомнить. Она перемещается на доске только или по горизонтали, или по вертикали. Но на любое количество квадратов, хоть до самого конца поля.
  • Только это в том случае, если дорога не преграждена собственной фигурой. А вот врагов она просто сбивает, передвигаясь настырно вперед. Вот поэтому она и схожа с колесницей, что едет напролом.
Ладья очень похожа на башню
Ладья очень похожа на башню

Конь – заметная фигура, которая имеет единородный метод переброса

  • Она представлена лошадью и выступает самой сложной единицей из-за своего способа перемещения. Конь перемещается в форме буквы «Г». Хотя, по статистике, быстрее запоминается как раз таки более сложная и необычная траектория.
  • Ее именно переброс – это настоящий прыжок, ведь конь не скользит по доске. И этот прыжок сформирован из трех клеток, что направлены вперед, и одной перпендикулярной клетки в любую сторону. Кстати, «слон» может отсчитывать эти клетки от своего места в любом направлении, просто «вперед» означает по ходу движения статуэтки.
  • Также эта фигура выделяется еще и тем, что у нее практически нет преград в виде других игроков на поле. Повторимся, она прыгает и перемещается по воздуху. А вот если кто-то оказался на выбранной клетке, того конь «задавит своими копытами».
  • Вспомните мультик про Машу и медведя. В такой забаве конь — действительной сильный игрок, ход которого не всегда можно вовремя просчитать. А нападет он, как настоящий десантник, с воздуха.
Знаменитый г-образный ход конем
Знаменитый Г-образный ход конем

Слон – это и индийский кавалерист, и стройный офицер

  • Названия немного могут отличаться скорее по той причине, что данная фигура ну вовсе не похожа на слона. Кстати, в древних шахматах это были кавалеристы. Возможно, поэтому некоторые увидели в нем еще и красивого офицера.
  • Он может двигаться только по диагонали, но в любом направлении. Кстати, некая ассоциация такой дороги проходит с его шапочкой. Она длинная и остроконечная.
  • А это подсказывает, что офицер может перемещаться на неограниченное количество клеток – хоть на один, хоть на пять квадратов. При этом, своим «острым оружием» сбивает всех стоящих на его пути.
  • Также весьма сильная и ходовая фигура. Но у нее есть одна особенность — белый кавалерист не может стать на черные клетки. И, соответственно, наоборот состоит ситуация с черным офицером.
Раньше слон назывался кавалеристом
Раньше слон назывался кавалеристом

Ферзь обошел всех остальных по своей мощности

  • Хоть он и не относится к женскому роду, но его чаще именуют королевой. Даже сама статуэтка имеет очень красивое и стройное очертание. Поэтому ассоциация вполне оправдана.
  • Да и ход ее также соответствует статусу – она вобрала ходы всех фигур вместе. Да, королева может пойти в любом направлении, в любую сторону и на любое количество клеток. Правда, ход коня продублировать ферзь не может.
  • При этом, все неправильно стоящие фигуры будут убраны с поля. Поэтому такая статуэтка самая ценная на поле. Да, без короля не будет игры, но основная стратегия и атака лежит на плечах королевы!

Король – самая важная и слабая статуэтка

  • Вообще, вся игра вращается возле короля, который может ходить только на одну клетку. Направление, правда, может выбрать любое, чем показал, что сильнее пешек. Так, кстати, король и защищается, убивая приближающихся противников.
Король - самая важная, но слабая фигура
Король — самая важная, но слабая фигура

Начало игры в шахматы: расстановка фигур

После знакомства с правилами и особенностями перемещения каждой статуэтки нужно научиться расставлять их на доске.

  • Первым делом, ее нужно правильно еще поставить. Обратите внимание, где расположены цифры и буквы на крайней окантовке. Как правило, английские символы должны быть внизу и вверху, а цифры по бокам.
    • Кстати, это упростит объяснение позиции каждой статуэтки. Например, вы походили пешкой и поставили ее на клеточку, что имеет описание 4С или С4. Чем-то напоминает игру детства – морской бой. Поэтому суть понятна – это упрощает понимание расположение фигур.
    • Также еще одна особенность, что выступает подтверждением правильной позиции поля – это клеточки. Белый или просто светлый квадратик будет у каждого игрока с правой позиции.
Светлый квадратик должен быть справа от вас
Светлый квадратик должен быть справа от вас
  • Всех пешек нужно поместить на вторую линию от игрока, чтобы была стена «главного войска». Они находятся ближе всего к противнику и, в принципе, этих статуэток не так жалко, как остальных «главных нападающих».
  • Теперь можно ставить башни. Они находятся с обеих сторон на крайних позициях в первом ряду.
  • Теперь пришел черед коня. Он также располагается рядом с каждой стороны от башни, двигаясь к центру по линии.
  • Ну а стройного слона или офицера выставляете на соответствующие клеточки светлого и темного оттенка. Если быть точнее, то их место расположения – это третья позиция от края в этом же ряду.
  • Теперь пришел черед короля с королевой. Задает цвет ферзя. Если вы играете за «белую команду», тогда дамка (еще одно ее название) должна быть на светлой клеточке из двух оставшихся мест. Черная дамка выбирает аналогичный колорит квадратика.
  • Король же становится справа от белой дамки или слева от черной королевы.

Важно: Все фигуры должны иметь зеркальные позиции. То есть, стоять друг против друга в соответствие с видом статуэтки.

Расстановка шахмат
Расстановка шахмат

Как научиться играть в шахматы: правила игры для начинающих

Теперь нужно выбрать цвет каждого играющего человека. Хотите, можете вспомнить еще некие игры из детства и выбрать колорит с помощью бросания кубиков. А по количеству очков найти выбирающего игрока. Или же воспользуйтесь методом «боя на кулаках» или, более распространенное название, «камень-ножницы-бумага». Сможете, придите к словесному заключению.

  • Игрок, которому достался светлый оттенок фигур, начинает ход первым. Это правило действует еще с исконных дней появления данной игры. Он выбирает любую фигуру, которую хотел бы перенести.
    • Кстати, он может начать первую атаку или открыть путь для других фигур. Первый ход – одна из самых важных частей игры. Нет никакого строгого правила, как сделать его правильно. Здесь некой фишкой выступает – собственный стиль игры.
  • Со временем новичку удается найти свой метод, который значительно увеличивает шансы на выигрыш. Но нужно иметь в виду несколько фактов:
    • на данном этапе не стоит атаковать. Вначале нужно разместить свои фигуры на самые выгодные позиции. Нужно обеспечить статуэткам безопасные и эффективные для атаки позиции. Это поможет в дальнейших ходах;
    • ну и необходимо сделать один или два хода пешками. Они дадут возможность выйти для атаки остальным фигурам. Затем начинается концентрация на более мощных статуэтках;
    • по сути, вы только пешками и сможете походить. Выпускать на поле коня – это бессмысленно и опасно быстрой его потерей. Но учтите, что короля сразу открывать нельзя!
Первый ход пешки может быть на две клеточки
Первый ход пешки может быть на две клеточки
  • Много передвижений фигур игрока зависит от действий оппонента — просто нужно почувствовать игру. Важно наблюдать и смотреть, чтобы разгадать план противника. Эта игра больше связана с ожиданием угроз и предвидением последующих действий, чем с любыми другими мозговыми действиями.
  • Никогда не забывайте, что первый ход для пешки дает возможность в перемещении на две клеточки. При первом ходе никакой опасности нет, ни для какой фигуры. Запомните это!
    • Пешки – это самые уязвимые статуэтки, но и их миссия прикрывать тыл «главного войска». Нападает же пешка вперед, но по диагонали. В любую сторону. Она не двинется вперед, если перед ней уже есть фигура. Поскольку имеет только прямое перемещение, но атака идет в косом направлении.

Важно: Пешка не может бить назад! Напомним, что это сингулярная статуэтка, что не имеет возможности вернуться. Даже, если появился за спиной противник, или игрок вспомнил о пропущенной фигуре. В противном случае, игра заканчивается.

Пешка не ходит и не бьет назад
Пешка не ходит и не бьет назад
  • Игра идет очень простым образом — по очереди. Причем после одного хода каждого оппонента. При этом нужно не просто не подставлять свои фигуры, но и стараться «уничтожить» как можно больше вражеских статуэток. И, конечно же, быстрее противника подойти к самой слабой фигуре, которую все и защищают. То есть, к королю.
    • Этот поединок исключает произвольное и необдуманное перемещение статуэток по полю. Каждый ход должен быть не просто продуманным, а рассчитанным на несколько перемещений противника.
  • Никогда не забывайте, что все фигуры взаимосвязаны между собой. Да, как и в нашей природе, каждый элемент играет свою роль и несет важность для целой системы. В такой интеллектуальной забаве ход одной статуэтки откроет доступ к другой фигуре.
    • Поэтому всегда думайте о последствиях перемещения любой фигуры. И никогда не забывайте, что будет еще и ход противника. А он может внести некие поправки в ваши планы.
  • И еще один совет – не бойтесь жертвовать слабыми «войсками», защищая более сильные фигуры. Не нужно бросаться в бой офицером, если есть возможность подставить «по огонь» пешку. Но, если идет угроза дамке или королю, тогда уж лучше потерять одну ценную статуэтку.
    • Но в разумных пределах. Терять фигуры можно только тогда, когда это нужно для спасения короля. Просто пытаясь дойти до края линии оппонента, подставляя всех своих «помощников», не стоит.
Не бойтесь терять фигуры, но не бросайтесь слепо в бой
Не бойтесь терять фигуры, но не бросайтесь слепо в бой
  • Защита короля требует просто острого к себе внимания. Игрок, который теряет короля, бесповоротно проигрывает. Чтобы спасти фигуру, ее можно передвинуть в угол, путем рокировки, создав при этом вокруг него крепость из фигур. Но об этом более подробно мы поговорим позже. Также не забывайте давать ему запасной квадрат, чтобы бежать на случай «шаха».
  • Не нужно перемещать своего ферзя просто потому, что он может захватить много вражеских статуэток. Использовать всю армию – девиз при построении победной тактики.
  • Одна из самых больших ошибок новичков заключается в том, чтобы использовать только несколько фигур. Когда это происходит, остальные статуэтки просто не передвигаются и становятся легкой добычей для противника. Поэтому нужно держать «доску живой», а противника – «на носках».
  • Опытные игроки знают, что управление центром считается более выгодным, чем управление боками. Если игрок доминирует в центре, его фигуры имеют большую мобильность.
    • В качестве примера: у ладьи есть только два варианта перемещения из угла, но у нее есть восемь вариантов перехода с центрального квадрата. Занимать центр нужно быстрее. Именно по этой причине у многих людей стартовые пешки начинают игру.
  • Не стоит отдавать свои фигуры без нужды. Это довольно очевидно, но многие игроки раскидаются своими пешками. Подобные ошибки порой допускают даже гроссмейстеры. Если нужно отдать их, то сначала нужно обязательно поторговаться.
Не разбрасывайтесь пешками
Не разбрасывайтесь пешками

Какова же цель игры в шахматы?

Любая игра имеет свою миссию. Если игрок поймет несущую концепцию такой интеллектуальной забавы, то это поможет ему не только научиться играть и ходить, но и обеспечит высокие шансы на победу.

  • В шахматном развлечении каждый игрок пытается захватить короля своего оппонента. Если игроку это удается, то партия заканчивается его победой. В то время как поставить «мат» противнику – это основная цель шахмат, существует и вспомогательная миссия.
    • Это защита каждым из игроков собственного короля от получения «мата». Осуществить ее возможно двумя путями. Первый вариант – это захватить наибольшего количества фигур оппонента. Второй метод – избежание захвата собственных фигур.
  • Стоит выделить еще, что не зря такую игру называют интеллектуальной аркадой. Ведь очень важно продумывать каждый ход наперед, причем не только своего «войска», но и вражеских фигур.
    • Да, новичкам порой бывает тяжело продумать каждый свой ход, да еще и одновременно предвидеть перемещение вражеских статуэток. Тем более что интуитивно этого сделать нельзя. Только мозговое мышление поможет одержать победу.
  • В этом случае важно терпение. Интерес к шахматам, как и навыки для игры в них, будет расти после каждой сыгранной партии.
Нужно защищать свои фигуры и атаковать противника
Нужно защищать свои фигуры и атаковать противника

Что значат ключевые слова «шаг» и «мат»?

Кстати, это выражение часто используют и в повседневной жизни. Относится оно к поражению в любом аспекте. Но можно еще сказать, что это важнейшая миссия всей игры.

  • Также необходимо помнить, что подразумевают под понятием «шаг». Если королю объявляется «шаг», значит, он подвергается нападению одной из фигур противника. В таком случае, нужно выйти из-под удара. Чтобы сделать это существует 3 способа:
    • подвинуть короля на безопасный квадрат. Безопасный квадрат — это клеточка, где король не будет под ударом;
    • захватить вражескую фигуру, которая угрожает королю;
    • блокировать угрозу при помощи одной из фигур. Но этот способ не сработает против пешек и коней.
  • Если невозможно сохранить короля — это «мат». Партия заканчивается проигрышем игрока.
Главное - это защита короля
Главное — это защита короля

Как узнать победителя или система подсчета баллов?

Если человек хочет больше узнать об игре в шахматы, нужно ознакомиться с системой баллов. Каждая фигура ценная для игрока, будь то пешка или ферзь.

  • Чем ценнее фигуры, тем больше очков они стоят:
    • пешки эквивалентны 1 баллу;
    • кони же ценятся в 3 очка;
    • слоны стоят также 3 балла;
    • ладьи выросли до 5 очков;
    • а вот ферзь приравнивается к 9 баллам;
    • короли, конечно же, бесценны. Ведь если потерять своего короля, то игра оканчивается проигрышем.

Как сделать рокировку во время игры в шахматы?

Новичку необходимо знать, как можно сделать рокировку. Есть особый ход с участием ладьи и короля. Это единственный раз, когда можно переместить две фигуры в один и тот же ход.

  • Когда ладья и король меняются местами, этот ход укрывает короля и открывает вашу ладью. Теперь она готова присоединиться к атаке. Как правило, это полезно, чтобы король попал под защиту.
  • Использовать рокировку получится только при таких условиях:
    • ни король, ни ладья не были перемещены до этого момента;
    • королю не объявлялся «шаг»;
    • между необходимыми статуэтками нет других фигур;
    • также вспомогательное условие — это стоящие впереди пешки. Ведь без них не будет той должной защиты.
  • В один ход нужно переместить своего короля и башню. Не пугайтесь, это сделать просто. Первым делом перемещаете короля на две клетки к крайней фигуре.
  • Для черных статуэток это положение будет слева, а для светлых фигур – справа. Затем перебрасываете ладью в квадрат рядом с королем, но уже на другой стороне. Это вариант простой рокировки. В таком случае башня также передвигается на две клеточки.
  • Но есть еще и «длинная рокировка». Она дает возможность передвинуть короля также только на две клеточки. Но башня идет со стороны ферзя, поэтому может перепрыгнуть на 3 позиции. Логично, что движение короля направлено в противоположную первому методу сторону.
Если убрать коня, можно сделать рокировку
Если убрать коня, можно сделать рокировку

Можно ли превратить пешку в другую фигуру во время игры в шахматы?

Шахматисты если и не сильны, разбираются и в пешках. В принципе, есть у них один схожий момент. Кстати, пешки считаются более легким видом забавы. Но сейчас не об этом.

  • Мы просто проведем аналогию с ними. Когда противник доходит до первой линии своего оппонента, то пешка переворачивается и становится дамкой. Скорее всего, от этого и пошло искажение.
  • Дело в том, что бытует мнение, что пешка может стать любой выбранной фигурой. Это не так! Она может превратиться только в королеву!
  • Хотя смысл остался неизменным, пешку нужно довести на ту сторону поля, до самой первой линии.
Пешка может превратиться только в королеву
Пешка может превратиться только в королеву

Как научиться играть в шахматы новичку: советы и нестандартные случаи

  • Всегда нужно помнить о сильных и слабых сторонах каждой фигуры.
  • Король очень ценен и должен быть защищен любым способом.
  • Ферзь — наиболее универсальная и полезная фигура для поддержания эффективной стратегии игры. Она часто используется для сокращения количества вражеских фигур на игральной доске.
  • Также дамка сочетает в себе силу слона и ладьи. По своей ценности для игрока он уступает место только королю.
  • Конь отлично подходит для неожиданных атак. Его характер движения часто упускают и путают начинающие игроки. Эту проблему новичков можно легко использовать в свою пользу.
  • Слоны, как правило, подходят для открытой атаки. Однако многие начинающие игроки часто недооценивают эти фигуры и не в полной мере используют их.
  • Ладьи сильны и имеют большой диапазон движения. Они лучше всего работают с открытыми флангами.
  • Пешки могут показаться незначительными, но они могут быть полезны для захвата противника. Если ее принести в жертву, можно захватить более ценную фигуру. Если играть правильно, пешка может даже стать угрозой для короля.
Королева - самая сильная фигура
Королева — самая сильная фигура

Как быть во время нестандартных случаев или когда бывает ничья?

Порой случаются тупики – это ситуации, когда игрок, чей ход должен переместить фигуру, не имеет возможности действовать. Тогда игра заканчивается ничьей.

  • Существуют еще несколько вариантов, когда игра может закончиться вничью. Первый — по соглашению. Если оба игрока согласны с тем, что они не смогут выиграть или не видят способа одержать победу. Тогда они могут согласиться на ничью.
    • Второй – это повторение. Например, если оба игрока просто продолжают перемещать своих коней туда и обратно на одни и те же квадраты, будет объявлена ничья.
  • Если ни один из игроков не совершает ход пешкой или не захватывает фигуру за 50 последовательных ходов, будет объявлена ничья. Это не позволяет игроку играть бесконечно или утомлять своего противника.
  • Недостаточное количество фигур. Если у одного из игроков нет достаточно количества фигур, чтобы захватить короля, объявляется ничья.

Источник: heaclub.ru

Шахматная доска

Шахматная доска должна быть расположена следующим образом:

Только так и никак иначе. Белые фигуры должны располагаться на 1 и 2 горизонталях. Черные, соответственно на 7 и 8

Пример неправильного расположения доски и фигур:

Здесь доска просто перевернута. Белые фигуры занимаю место черных и наоборот.

Возможно, вы обратили внимание, что доска похожа на систему координат. Так и задумано. Для того, чтобы каждое поле имело свой уникальный идентификационный номер.

Вы видите по горизонтали расположены 8 латинских букв (именно 8 а не 7 букв, как некоторые считают). Буквами обозначаются вертикали. Цифрами слева — вертикали.

Всего на доску 64 поля. Или клетки. Каждая клетка имеет наименование, состоящее из буквы вертикали и цифры соответствующей горизонтали. Например, «поле е5». Это поле выделено на диаграмме зеленым цветом:

Вообще про нумерацию клеток и названия фигур с их обозначениями вы можете прочитать в статье — шахматная нотация.

Начальная расстановка фигур

В классических шахматах фигуры перед началом партии располагаются на доске строго определенным образом: все фигуры расположены на четырех горизонталях. Белые на 1 и 2, черные на 7 и 8. Ладьи по краям, затем кони и слоны.

В центре, на вертикалях d и е расположены король и ферзь. Именно во взаимном расположении короля и ферзя чаще всего возникает путаница. Для простоты запоминания правило такое: Ферзь располагается на поле своего цвета. Соответственно король – на поле противоположного цвета.

Пешки расположены в ряд по второй и седьмой горизонталях. Их по 8 у каждой стороны.

Рекомендую с первых шагов называть ходы в соответствии с названиями полей. Обычно при анализе партии шахматисты говорят так: «Конь эф три». Эта фраза означает ход коня на поде f3. Или: Ферзь бьет дэ пять» — ферзь побил фигуру противника, расположенную на поле d5.

Фигуры и ходы

По шахматным фигурам у нас есть отдельные статьи. Поэтому ограничимся коротким обзором. Всего у каждой из сторон по 16 фигур. В распоряжении каждого игрока, ферзь, две ладьи, два коня, два слона, по 8 пешек и конечно же король.

Король – может делать ходы на одну клетку
Ферзь — на любое расстояние
Ладья – движется по вертикали и горизонтали
Слон — по диагонали
Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой Г. То есть на два поля вперед и одно поле в бок. этой статье
Пешка — может ходить или на одно поле вперед, или на два — из начального положения. ходах пешки в этой статье.
Король, ферзь, ладья, конь и слон могут ходить в любых направлениях. Пешка — только вперед.

Как расставлять фигуры на доску

Рекомендую расставлять фигуры на доску, начиная с короля и ферзя. Затем легкие фигуры, ладьи, и потом пешки. Пока вы еще начинающий шахматист, такая последовательность будет способствовать запоминанию ценности шахматных фигур.

Это не строго обязательно, разумеется. Просто совет бывалого шахматиста.

Шахматная доска – поле битвы и координаты

Шахматная доска имеет форму правильного квадрата, каждая сторона состоит из 8 клеток. Шахматисты называют их полями. В отличие от шашек, все клетки, 32 черных и 32 белых задействуются в игре. В расстановке фигур перед игрой действует несколько правил:

  • доска устанавливается таким образом, чтобы у каждого партнера крайней правой была клетка белого цвета;
  • черные и белые фигуры противников располагаются симметрично;
  • в первоначальной позиции фигуры занимают 2 первых ряда.

Каждое поле доски имеет персональный адрес, позволяющий фиксировать ходы во время игры. Для определения индивидуальных данных клетки на сторонах доски имеются буквы и цифры. По горизонтали нанесены буквенные обозначения от a до h, по вертикали цифры от 1 до 8. Адрес обозначается следующим образом: a8, g6, c5 и др. По шахматным правилам для расстановки белых фигур перед игрой отводятся горизонтали 1-2, для черных 7-8.

Значение фигур, их «стоимость»

Во время сражения игроку приходится жертвовать фигурами, чтобы выполнить поставленные задачи. Участники боя имеют различную ценность. Ее нужно учитывать при принятии решения. Для этого нужно запомнить значение, «стоимость» каждой фигуры:

  • король является бесценной фигурой, без него игру продолжать нельзя;
  • у ферзя самая высокая стоимость, он может выполнить функции 9 пешек;
  • стоимость коней и слонов составляет 3 пешки;
  • пешки считаются солдатами, выполняют мелкие задачи.

У каждой фигуры есть определенные отличия. Иногда в подарочных вариантах они имеют нетрадиционный вид. Но отличить слона, коня, ладью или ферзя все же можно.

Названия шахматных фигур

Большинство названий шахматных фигур являются калькой или переводом персидских обозначений, принятых ещё в древности. Некоторые единицы игры называются согласно обозначениям, принятым в европейских государствах.

Король и королева

Король — главный персонаж игры, которого все остальные должны защищать. Название шахматной единицы является переводом с персидского наименования «аль-шах» — король.

Ферзь — наиболее сильная единица на доске, поскольку может ходить на любое количество клеток по вертикали, горизонтали или диагонали. Согласно историческим данным, первоначально ферзь был слабой фигурой и мог ходить только на одну клетку. С XV столетия в европейской шахматной мысли за ним закрепляются сегодняшние возможности в игре. Считается, что название произошло от персидского «аль-фирзан», в переводе — учёный, мудрец или полководец. В некоторых странах ферзя часто называют королевой.

Источник: GolovaNeBoli.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.