Как правильно расставить шахматы на доске фото

Как правильно расставить шахматы на доске фото

Любая партия в шахматы начинается с расстановки фигур на доске. Именно поэтому я предлагаю Вам, уважаемые читатели и подписчики, узнать, как правильно расставить шахматы. Из этого материала Вы сможете узнать азы расстановки шахмат, как это сделать, не ошибившись, и от каких мелочей стоит отталкиваться при расстановке.

Столько уже сказано мной, но я до сих пор не поприветствовал Вас. Здравствуйте, друзья. И давайте не будем медлить, а перейдем сразу к делу.

Начну с того, что даже шахматную доску незнающие люди могут положить неправильно. На шахматной доске есть горизонтали (цифры) и вертикали (латинские буквы). Так вот, цифры должны быть справа и слева от Вас (сбоку от шахматной доски – полей-клеток), а буквы перед Вами, то есть снизу доски – это первая мелочь. Естественно, такие же буквы будут лежать перед Вашим соперником.

Поздравляю тех, кто только что научился подготавливать поле к «бою». Тем более поздравляю тех, кто это умел делать ранее. Ну, а мы двигаемся дальше.

Как правильно расставить шахматы на доске фото

С чего начать?


Помните, я в начале статьи говорил о мелочах, на которые стоит опираться? Вторая мелочь – это белый квадратик (поле) на первой горизонтали по правую руку от Вас. К слову, если Вы положили доску правильно, о чем я говорил выше, то найти первый правый белый квадрат Вам не составит труда. Зачем это нужно? Дело в том, что именно с него (справа налево) происходит расстановка фигур на доске.

Кстати, Ваш соперник тоже будет начинать ставить свои «войска» справа от себя и слева от Вас.

С указанного белого квадрата начинается расстановка второго ряда фигур: я бы сказал ключевых фигур. Но так поступают если не все, то подавляющее большинство, а я люблю выделяться. Поэтому предпочитаю сразу не трогать сильные фигуры, а начинать с пешек: с ними трудно ошибиться в расстановке.

Пешки строятся на второй горизонтали в один ряд: именно этим я занимаюсь, когда мой соперник выставляет свои легкие и тяжелые шахматные фигуры, а его пешки пока что мирно лежат в сторонке. Закончив, принимаюсь за оставшиеся шахматы.

Шахматы: расстановка фигур на доске

Помните про тот правый самый нижний квадратик (поле)? Ставим на него ладью. Как я уже говорил, расставлять будем справа налево, прямо как чтение и письменность у арабов. Поставили ладью? На этой же горизонтали сразу же на следующем поле ставим коня. За ним слона, а вот здесь начинается интересное, где на первых порах я здорово путался.


Возле только что поставленного слона должен стоять король, но при условии, что Вы играете сейчас белыми. Если же черными, то после слона стоит не король, а королева. А вот следом – король. Обратите внимание, что белый король стоит на черном поле, а черный – на белом.

Как правильно расставить шахматы на доске фото

В зависимости от того, с какой стороны стоит король и ферзь, фигуры стоящие рядом с королем и ферзем можно относить к флангам. Так, стоящие рядом с королем слон, конь и ладья образуют королевский фланг. Такие же фигуры, но стоящие рядом с ферзем, образуют ферзевый фланг.

Для многих на начальном этапе это может показаться сложным. Поэтому, чтобы не происходило путаницы с королем и королевой (где их ставить), просто знайте – королевы всегда должны стоять на своем цвете: черная на черном поле, белая – на белом. Если кто-то хочет усложнить себе простую расстановку, можете начинать ее с выставления ферзя.

После того, как короли и ферзи по обе стороны стоят правильно, доставляем оставшиеся фигуры все так же справа налево: офицер, конь, ладья. Не запутались с расстановкой короля и ферзя (королевы)? Давайте еще раз:


Надеюсь, всем понятно? Если внимательно приглядеться, то фигуры на доске стоят не пропорционально, а в зеркальном отражении, и всему «виной» верхушка власти – короли и королевы. Кстати, расстановка хоть и зеркально отражение противника, но это не сказывается на цвете полей (клеток), на которых стоят фигуры: они могут быть противоположными.

По поводу пешек все просто: ставим их вряд на второй горизонтали, сразу перед парными фигурами и королем с ферзем. Но к моменту начала расстановки основных фигур, у меня пешки уже стоят на своих местах. Попробуйте и Вы так, может понравится, хотя принципиальной разницы нет.

Как правильно расставить шахматы на доске фото

«Пара слов» о слонах (офицерах)

В шахматах есть белопольные (ходящие только по белым клеткам) и чернопольные (по черным соответственно) слоны. При изначальной расстановке у белых белопольный офицер стоит напротив чернопольного у противника, и наоборот: белопольный у черных напротив чернопльного у белых.

Интересный факт: чернопольный офицер любой из команд не способен забрать белопольного офицера, так как они находятся на разных цветах. Против белопольного слона может бороться только белопольный слон противника или любая другая фигура.

Ну, а у меня на этом все, было приятно Вам помочь в столь простом, но одновременно сложным вопросом. Было бы замечательно, если бы Вы высказали, что думаете по поводу статьи. Буду признателен, если Вы поделитесь ей с друзьями в социальных сетях. До сих пор не с нами? Тогда прямо сейчас нажмите на кнопку «Подписаться на обновления» и получайте уникальную и достоверную информацию «из первых рук». Всем побед на шахматном поле и в жизни. Пока.


С уважением, Владимир Манеров

Источник: ProTvoySport.ru

Как научиться играть в шахматы с живыми игроками: изучаем как ходят фигуры

Открывающий этап в процессе обучения этой игры – изучение особенностей передвижения фигур по игральной доске. Да, о правильной расстановке мы поговорим позже, когда вы поймете своеобразность каждой статуэтки.

Пешки составляют основную часть «войска» в игре

  • Всего их восемь единиц. Передвигать пешку на два свободных квадрата можно при первом ходе игрока. При последующих ходах она передвигается вперед только на одно свободное место.
  • Пешки не могут двигаться вперед, если они заблокированы другой фигурой. Но они способны захватить те фигуры оппонента, которые располагаются спереди по диагонали с размахом в одну клеточку.
  • Пешка – это сингулярная фигура, которая не может двигаться назад. Но зато она является статуэткой, которая захватывает вражеские фигуры уникальным образом. Ведь ее нападение отличается от ее обычного способа перемещения.

Ладья – это фигура, которая похожа на башню замка

  • Благодаря этой ассоциации ее можно легко запомнить. Она перемещается на доске только или по горизонтали, или по вертикали. Но на любое количество квадратов, хоть до самого конца поля.
  • Только это в том случае, если дорога не преграждена собственной фигурой. А вот врагов она просто сбивает, передвигаясь настырно вперед. Вот поэтому она и схожа с колесницей, что едет напролом.
Ладья очень похожа на башню
Ладья очень похожа на башню

Конь – заметная фигура, которая имеет единородный метод переброса

  • Она представлена лошадью и выступает самой сложной единицей из-за своего способа перемещения. Конь перемещается в форме буквы «Г». Хотя, по статистике, быстрее запоминается как раз таки более сложная и необычная траектория.
  • Ее именно переброс – это настоящий прыжок, ведь конь не скользит по доске. И этот прыжок сформирован из трех клеток, что направлены вперед, и одной перпендикулярной клетки в любую сторону. Кстати, «слон» может отсчитывать эти клетки от своего места в любом направлении, просто «вперед» означает по ходу движения статуэтки.

  • Также эта фигура выделяется еще и тем, что у нее практически нет преград в виде других игроков на поле. Повторимся, она прыгает и перемещается по воздуху. А вот если кто-то оказался на выбранной клетке, того конь «задавит своими копытами».
  • Вспомните мультик про Машу и медведя. В такой забаве конь — действительной сильный игрок, ход которого не всегда можно вовремя просчитать. А нападет он, как настоящий десантник, с воздуха.
Знаменитый г-образный ход конем
Знаменитый Г-образный ход конем

Слон – это и индийский кавалерист, и стройный офицер

  • Названия немного могут отличаться скорее по той причине, что данная фигура ну вовсе не похожа на слона. Кстати, в древних шахматах это были кавалеристы. Возможно, поэтому некоторые увидели в нем еще и красивого офицера.
  • Он может двигаться только по диагонали, но в любом направлении. Кстати, некая ассоциация такой дороги проходит с его шапочкой. Она длинная и остроконечная.

  • А это подсказывает, что офицер может перемещаться на неограниченное количество клеток – хоть на один, хоть на пять квадратов. При этом, своим «острым оружием» сбивает всех стоящих на его пути.
  • Также весьма сильная и ходовая фигура. Но у нее есть одна особенность — белый кавалерист не может стать на черные клетки. И, соответственно, наоборот состоит ситуация с черным офицером.
Раньше слон назывался кавалеристом
Раньше слон назывался кавалеристом

Ферзь обошел всех остальных по своей мощности

  • Хоть он и не относится к женскому роду, но его чаще именуют королевой. Даже сама статуэтка имеет очень красивое и стройное очертание. Поэтому ассоциация вполне оправдана.
  • Да и ход ее также соответствует статусу – она вобрала ходы всех фигур вместе. Да, королева может пойти в любом направлении, в любую сторону и на любое количество клеток. Правда, ход коня продублировать ферзь не может.
  • При этом, все неправильно стоящие фигуры будут убраны с поля. Поэтому такая статуэтка самая ценная на поле. Да, без короля не будет игры, но основная стратегия и атака лежит на плечах королевы!

Король – самая важная и слабая статуэтка

  • Вообще, вся игра вращается возле короля, который может ходить только на одну клетку. Направление, правда, может выбрать любое, чем показал, что сильнее пешек. Так, кстати, король и защищается, убивая приближающихся противников.
Король - самая важная, но слабая фигура
Король — самая важная, но слабая фигура

Начало игры в шахматы: расстановка фигур

После знакомства с правилами и особенностями перемещения каждой статуэтки нужно научиться расставлять их на доске.

  • Первым делом, ее нужно правильно еще поставить. Обратите внимание, где расположены цифры и буквы на крайней окантовке. Как правило, английские символы должны быть внизу и вверху, а цифры по бокам.
    • Кстати, это упростит объяснение позиции каждой статуэтки. Например, вы походили пешкой и поставили ее на клеточку, что имеет описание 4С или С4. Чем-то напоминает игру детства – морской бой. Поэтому суть понятна – это упрощает понимание расположение фигур.
    • Также еще одна особенность, что выступает подтверждением правильной позиции поля – это клеточки. Белый или просто светлый квадратик будет у каждого игрока с правой позиции.

Светлый квадратик должен быть справа от вас
Светлый квадратик должен быть справа от вас
  • Всех пешек нужно поместить на вторую линию от игрока, чтобы была стена «главного войска». Они находятся ближе всего к противнику и, в принципе, этих статуэток не так жалко, как остальных «главных нападающих».
  • Теперь можно ставить башни. Они находятся с обеих сторон на крайних позициях в первом ряду.
  • Теперь пришел черед коня. Он также располагается рядом с каждой стороны от башни, двигаясь к центру по линии.
  • Ну а стройного слона или офицера выставляете на соответствующие клеточки светлого и темного оттенка. Если быть точнее, то их место расположения – это третья позиция от края в этом же ряду.
  • Теперь пришел черед короля с королевой. Задает цвет ферзя. Если вы играете за «белую команду», тогда дамка (еще одно ее название) должна быть на светлой клеточке из двух оставшихся мест. Черная дамка выбирает аналогичный колорит квадратика.
  • Король же становится справа от белой дамки или слева от черной королевы.

Важно: Все фигуры должны иметь зеркальные позиции. То есть, стоять друг против друга в соответствие с видом статуэтки.

Расстановка шахмат
Расстановка шахмат

Как научиться играть в шахматы: правила игры для начинающих

Теперь нужно выбрать цвет каждого играющего человека. Хотите, можете вспомнить еще некие игры из детства и выбрать колорит с помощью бросания кубиков. А по количеству очков найти выбирающего игрока. Или же воспользуйтесь методом «боя на кулаках» или, более распространенное название, «камень-ножницы-бумага». Сможете, придите к словесному заключению.

  • Игрок, которому достался светлый оттенок фигур, начинает ход первым. Это правило действует еще с исконных дней появления данной игры. Он выбирает любую фигуру, которую хотел бы перенести.
    • Кстати, он может начать первую атаку или открыть путь для других фигур. Первый ход – одна из самых важных частей игры. Нет никакого строгого правила, как сделать его правильно. Здесь некой фишкой выступает – собственный стиль игры.
  • Со временем новичку удается найти свой метод, который значительно увеличивает шансы на выигрыш. Но нужно иметь в виду несколько фактов:
    • на данном этапе не стоит атаковать. Вначале нужно разместить свои фигуры на самые выгодные позиции. Нужно обеспечить статуэткам безопасные и эффективные для атаки позиции. Это поможет в дальнейших ходах;
    • ну и необходимо сделать один или два хода пешками. Они дадут возможность выйти для атаки остальным фигурам. Затем начинается концентрация на более мощных статуэтках;
    • по сути, вы только пешками и сможете походить. Выпускать на поле коня – это бессмысленно и опасно быстрой его потерей. Но учтите, что короля сразу открывать нельзя!
Первый ход пешки может быть на две клеточки
Первый ход пешки может быть на две клеточки
  • Много передвижений фигур игрока зависит от действий оппонента — просто нужно почувствовать игру. Важно наблюдать и смотреть, чтобы разгадать план противника. Эта игра больше связана с ожиданием угроз и предвидением последующих действий, чем с любыми другими мозговыми действиями.
  • Никогда не забывайте, что первый ход для пешки дает возможность в перемещении на две клеточки. При первом ходе никакой опасности нет, ни для какой фигуры. Запомните это!
    • Пешки – это самые уязвимые статуэтки, но и их миссия прикрывать тыл «главного войска». Нападает же пешка вперед, но по диагонали. В любую сторону. Она не двинется вперед, если перед ней уже есть фигура. Поскольку имеет только прямое перемещение, но атака идет в косом направлении.

Важно: Пешка не может бить назад! Напомним, что это сингулярная статуэтка, что не имеет возможности вернуться. Даже, если появился за спиной противник, или игрок вспомнил о пропущенной фигуре. В противном случае, игра заканчивается.

Пешка не ходит и не бьет назад
Пешка не ходит и не бьет назад
  • Игра идет очень простым образом — по очереди. Причем после одного хода каждого оппонента. При этом нужно не просто не подставлять свои фигуры, но и стараться «уничтожить» как можно больше вражеских статуэток. И, конечно же, быстрее противника подойти к самой слабой фигуре, которую все и защищают. То есть, к королю.
    • Этот поединок исключает произвольное и необдуманное перемещение статуэток по полю. Каждый ход должен быть не просто продуманным, а рассчитанным на несколько перемещений противника.
  • Никогда не забывайте, что все фигуры взаимосвязаны между собой. Да, как и в нашей природе, каждый элемент играет свою роль и несет важность для целой системы. В такой интеллектуальной забаве ход одной статуэтки откроет доступ к другой фигуре.
    • Поэтому всегда думайте о последствиях перемещения любой фигуры. И никогда не забывайте, что будет еще и ход противника. А он может внести некие поправки в ваши планы.
  • И еще один совет – не бойтесь жертвовать слабыми «войсками», защищая более сильные фигуры. Не нужно бросаться в бой офицером, если есть возможность подставить «по огонь» пешку. Но, если идет угроза дамке или королю, тогда уж лучше потерять одну ценную статуэтку.
    • Но в разумных пределах. Терять фигуры можно только тогда, когда это нужно для спасения короля. Просто пытаясь дойти до края линии оппонента, подставляя всех своих «помощников», не стоит.
Не бойтесь терять фигуры, но не бросайтесь слепо в бой
Не бойтесь терять фигуры, но не бросайтесь слепо в бой
  • Защита короля требует просто острого к себе внимания. Игрок, который теряет короля, бесповоротно проигрывает. Чтобы спасти фигуру, ее можно передвинуть в угол, путем рокировки, создав при этом вокруг него крепость из фигур. Но об этом более подробно мы поговорим позже. Также не забывайте давать ему запасной квадрат, чтобы бежать на случай «шаха».
  • Не нужно перемещать своего ферзя просто потому, что он может захватить много вражеских статуэток. Использовать всю армию – девиз при построении победной тактики.
  • Одна из самых больших ошибок новичков заключается в том, чтобы использовать только несколько фигур. Когда это происходит, остальные статуэтки просто не передвигаются и становятся легкой добычей для противника. Поэтому нужно держать «доску живой», а противника – «на носках».
  • Опытные игроки знают, что управление центром считается более выгодным, чем управление боками. Если игрок доминирует в центре, его фигуры имеют большую мобильность.
    • В качестве примера: у ладьи есть только два варианта перемещения из угла, но у нее есть восемь вариантов перехода с центрального квадрата. Занимать центр нужно быстрее. Именно по этой причине у многих людей стартовые пешки начинают игру.
  • Не стоит отдавать свои фигуры без нужды. Это довольно очевидно, но многие игроки раскидаются своими пешками. Подобные ошибки порой допускают даже гроссмейстеры. Если нужно отдать их, то сначала нужно обязательно поторговаться.
Не разбрасывайтесь пешками
Не разбрасывайтесь пешками

Какова же цель игры в шахматы?

Любая игра имеет свою миссию. Если игрок поймет несущую концепцию такой интеллектуальной забавы, то это поможет ему не только научиться играть и ходить, но и обеспечит высокие шансы на победу.

  • В шахматном развлечении каждый игрок пытается захватить короля своего оппонента. Если игроку это удается, то партия заканчивается его победой. В то время как поставить «мат» противнику – это основная цель шахмат, существует и вспомогательная миссия.
    • Это защита каждым из игроков собственного короля от получения «мата». Осуществить ее возможно двумя путями. Первый вариант – это захватить наибольшего количества фигур оппонента. Второй метод – избежание захвата собственных фигур.
  • Стоит выделить еще, что не зря такую игру называют интеллектуальной аркадой. Ведь очень важно продумывать каждый ход наперед, причем не только своего «войска», но и вражеских фигур.
    • Да, новичкам порой бывает тяжело продумать каждый свой ход, да еще и одновременно предвидеть перемещение вражеских статуэток. Тем более что интуитивно этого сделать нельзя. Только мозговое мышление поможет одержать победу.
  • В этом случае важно терпение. Интерес к шахматам, как и навыки для игры в них, будет расти после каждой сыгранной партии.
Нужно защищать свои фигуры и атаковать противника
Нужно защищать свои фигуры и атаковать противника

Что значат ключевые слова «шаг» и «мат»?

Кстати, это выражение часто используют и в повседневной жизни. Относится оно к поражению в любом аспекте. Но можно еще сказать, что это важнейшая миссия всей игры.

  • Также необходимо помнить, что подразумевают под понятием «шаг». Если королю объявляется «шаг», значит, он подвергается нападению одной из фигур противника. В таком случае, нужно выйти из-под удара. Чтобы сделать это существует 3 способа:
    • подвинуть короля на безопасный квадрат. Безопасный квадрат — это клеточка, где король не будет под ударом;
    • захватить вражескую фигуру, которая угрожает королю;
    • блокировать угрозу при помощи одной из фигур. Но этот способ не сработает против пешек и коней.
  • Если невозможно сохранить короля — это «мат». Партия заканчивается проигрышем игрока.
Главное - это защита короля
Главное — это защита короля

Как узнать победителя или система подсчета баллов?

Если человек хочет больше узнать об игре в шахматы, нужно ознакомиться с системой баллов. Каждая фигура ценная для игрока, будь то пешка или ферзь.

  • Чем ценнее фигуры, тем больше очков они стоят:
    • пешки эквивалентны 1 баллу;
    • кони же ценятся в 3 очка;
    • слоны стоят также 3 балла;
    • ладьи выросли до 5 очков;
    • а вот ферзь приравнивается к 9 баллам;
    • короли, конечно же, бесценны. Ведь если потерять своего короля, то игра оканчивается проигрышем.

Как сделать рокировку во время игры в шахматы?

Новичку необходимо знать, как можно сделать рокировку. Есть особый ход с участием ладьи и короля. Это единственный раз, когда можно переместить две фигуры в один и тот же ход.

  • Когда ладья и король меняются местами, этот ход укрывает короля и открывает вашу ладью. Теперь она готова присоединиться к атаке. Как правило, это полезно, чтобы король попал под защиту.
  • Использовать рокировку получится только при таких условиях:
    • ни король, ни ладья не были перемещены до этого момента;
    • королю не объявлялся «шаг»;
    • между необходимыми статуэтками нет других фигур;
    • также вспомогательное условие — это стоящие впереди пешки. Ведь без них не будет той должной защиты.
  • В один ход нужно переместить своего короля и башню. Не пугайтесь, это сделать просто. Первым делом перемещаете короля на две клетки к крайней фигуре.
  • Для черных статуэток это положение будет слева, а для светлых фигур – справа. Затем перебрасываете ладью в квадрат рядом с королем, но уже на другой стороне. Это вариант простой рокировки. В таком случае башня также передвигается на две клеточки.
  • Но есть еще и «длинная рокировка». Она дает возможность передвинуть короля также только на две клеточки. Но башня идет со стороны ферзя, поэтому может перепрыгнуть на 3 позиции. Логично, что движение короля направлено в противоположную первому методу сторону.
Если убрать коня, можно сделать рокировку
Если убрать коня, можно сделать рокировку

Можно ли превратить пешку в другую фигуру во время игры в шахматы?

Шахматисты если и не сильны, разбираются и в пешках. В принципе, есть у них один схожий момент. Кстати, пешки считаются более легким видом забавы. Но сейчас не об этом.

  • Мы просто проведем аналогию с ними. Когда противник доходит до первой линии своего оппонента, то пешка переворачивается и становится дамкой. Скорее всего, от этого и пошло искажение.
  • Дело в том, что бытует мнение, что пешка может стать любой выбранной фигурой. Это не так! Она может превратиться только в королеву!
  • Хотя смысл остался неизменным, пешку нужно довести на ту сторону поля, до самой первой линии.
Пешка может превратиться только в королеву
Пешка может превратиться только в королеву

Как научиться играть в шахматы новичку: советы и нестандартные случаи

  • Всегда нужно помнить о сильных и слабых сторонах каждой фигуры.
  • Король очень ценен и должен быть защищен любым способом.
  • Ферзь — наиболее универсальная и полезная фигура для поддержания эффективной стратегии игры. Она часто используется для сокращения количества вражеских фигур на игральной доске.
  • Также дамка сочетает в себе силу слона и ладьи. По своей ценности для игрока он уступает место только королю.
  • Конь отлично подходит для неожиданных атак. Его характер движения часто упускают и путают начинающие игроки. Эту проблему новичков можно легко использовать в свою пользу.
  • Слоны, как правило, подходят для открытой атаки. Однако многие начинающие игроки часто недооценивают эти фигуры и не в полной мере используют их.
  • Ладьи сильны и имеют большой диапазон движения. Они лучше всего работают с открытыми флангами.
  • Пешки могут показаться незначительными, но они могут быть полезны для захвата противника. Если ее принести в жертву, можно захватить более ценную фигуру. Если играть правильно, пешка может даже стать угрозой для короля.
Королева - самая сильная фигура
Королева — самая сильная фигура

Как быть во время нестандартных случаев или когда бывает ничья?

Порой случаются тупики – это ситуации, когда игрок, чей ход должен переместить фигуру, не имеет возможности действовать. Тогда игра заканчивается ничьей.

  • Существуют еще несколько вариантов, когда игра может закончиться вничью. Первый — по соглашению. Если оба игрока согласны с тем, что они не смогут выиграть или не видят способа одержать победу. Тогда они могут согласиться на ничью.
    • Второй – это повторение. Например, если оба игрока просто продолжают перемещать своих коней туда и обратно на одни и те же квадраты, будет объявлена ничья.
  • Если ни один из игроков не совершает ход пешкой или не захватывает фигуру за 50 последовательных ходов, будет объявлена ничья. Это не позволяет игроку играть бесконечно или утомлять своего противника.
  • Недостаточное количество фигур. Если у одного из игроков нет достаточно количества фигур, чтобы захватить короля, объявляется ничья.

Источник: heaclub.ru

Как правильно расставить шахматы

Шахматы – это очень старая игра. Некоторые люди верят, что она возникла в Индии в IV-V столетии, но никто в действительности не знает, кто изобрел ее. Шахматы – это интеллектуальное состязание между двумя игроками. Это очень рациональная игра, где везение играет лишь малую роль. Победителем считается тот человек, который решил головоломки на шахматной доске лучше, чем его оппонент.

Все шахматные фигуры имеют различную ценность, измеряемую в пешках. Например, ферзь стоит 9 пешек, поэтому он значительно более ценен, чем пешка, значение которой равно всего лишь 1. Король никогда не может быть захвачен, и если он в опасности, значит, он должен быть передвинут в безопасное место или защищен другой фигурой. Если же он не в состоянии достичь безопасности, то игра считается проигранной. Человек, играющий белыми фигурами, всегда начинает партию первым.

Перед тем, как начать играть в шахматы, вы явно должны установить доску и расставить по ней фигуры, и они обязаны быть расставлены каждый раз одинаково. Ниже вы видите правильный способ установки доски и фигур для игры. Вам может показаться это ужасно сложным, но на самом деле это не так. Давайте посмотрим, сможем ли мы разделить это на определенные шаги (и несколько простых правил), которые сделают процесс действительно простым.

 доска 1

Но сначала посмотрите на доску саму по себе. Доска состоит из 8х8 квадратов (в общей сложности 64). Существует правильный и неправильный способы разложить доску. Правило, которое необходимо запомнить здесь, состоит в том, что светлая клетка должна оказаться в правом от вас углу, который подсвечен желтым. Это действительно важно, как будет видно позже.

 Доска 2

Между прочим, некоторые доски имеют буквы и цифры, расположенные вдоль внешних краев, как показано на картинке. Это связано с так называемой шахматной нотацией, с которой мы ознакомимся дальше. Но если у вашей доски есть эти обозначения, расположите ее так, чтобы буквы смотрели на игроков, а цифры шли вдоль правой и левой сторон. Если вы сделаете так, тогда ваша правая нижняя угловая клетка будет гарантировано светлой.

Расставив далее пешки, вы сделаете примерно половину всей работы. Всего существует 8 белых и 8 черных пешек. Они простые. Следует лишь выставить их в линию на втором и седьмом рядках (8 клеток, 8 пешек. Элементарно).

Если вы представите поле битвы, то простолюдины – пешки – это бойцы на фронте; они обычно первыми идут в бой, если только прекрасный конь с рыцарем на спине, отрекаясь от своего благородного звания, не перепрыгивает через них, даже не спрашивая их позволения.

 Доска 3

Также обратите внимание на знаки, идущие вдоль края доски, если у вас такой тип доски. Белые пешки располагаются на ряде с цифрой «2», а черные – на «7» ряде. Опять-таки это станет более важным позднее, когда вы ознакомитесь с шахматной нотацией.

Теперь стоит заняться ладьями. Существует четыре ладьи – две белые и две черные – и они становятся в четыре угла, в соответствии с цветами. Они похожи на башенки. «Башни, которые могут двигаться, да?» — вероятно, если вы король, имеющий хорошую систему налогообложения и не дающий дополнительных ипотечных кредитов, то все возможно…

Было бы символично, если бы стены замка находились на внешней стороне для защиты знати. Поэтому ладьи занимают свои места в угловых клетках доски. Причина того, почему ладьи имеют форму башен замка, заключается в том, что башня – это то место, где велика вероятность найти осадные пушки, которые могут попадать во врага, находящегося на большой дистанции. Следовательно, ладьи имеют немалый диапазон движения.

 Доска 4

Затем посмотрите на коней. Их тоже всего четыре (два белых и два черных), и они расставляются возле ладей.

 Доска 5

Потом расставьте слонов. Их место – рядом с конями. Здесь часто возникает ошибка, обычная для начинающих, когда слоны и кони меняются местами. Помните, что слоны должны стоять рядом с королем и ферзем, а кони – между слонами и ладьями. Если поменять эти фигуры местами, то полностью изменится тактика и стратегия открытия партии, поэтому расположение их на правильных клетках имеет решающее значение для извлечения опыта и знаний из шахматной игры.

Когда все фигуры будут расставлены, вы увидите, как слоны стоят с каждой стороны от ферзя и короля. Если провести параллель, то в прошлом слоны были бы их близкими слугами и всегда находились бы рядом, в то время как кони (особенно если представить рыцарей у них на спинах) были бы защитниками, но не такими приближенными ко двору короля, как слуги, а поэтому находящимися с внешних сторон от слонов.

 Доска 6

Дальше можно перейти к королям и ферзям. Сейчас мысленно вернитесь к тому моменту, когда вы впервые разложили доску и положили ее на стол. Помните, как положили доску таким образом, чтобы угловая клетка с правого края была светлой, а не темной? Теперь вы увидите почему, когда займетесь расстановкой ферзей на поле.

Осталось по две свободных клетки с каждого конца доски. Два ферзя должны смотреть друг на друга с левой стороны.

Простое правило, которое лучше запомнить здесь, заключается в том, что ферзь ставится на клетку его же цвета. То есть расположите белого ферзя на светлой клетке, а черного – на темной. Сгруппируйте фигуры по цвету. В результате вы должны получить двух ферзей, стоящих непосредственно друг напротив друга поперек доски. Многие игры между новичками начинаются, когда король и ферзь одного игрока стоят на неправильных местах, а это может полностью изменить игровую стратегию!

 Доска 7

Осталось поставить только пару королей на две пустые клетки в рядах. Все! Вы установили доску и фигуры. Все готово к игре! Несколько раз попрактикуйтесь в этом, и это станет для вас естественным. Вы сможете разложить набор шахмат, даже не думая об этом. И еще один маленький секрет: просто выполнив это упражнение, вы будете знать о шахматах больше, чем 75% всех остальных!

 Доска 8

Понаблюдайте за людьми, играющими в шахматы в фильмах или на телевидении, в большинстве случаев их фигурки будут расставлены неправильно, а они даже не будут знать об этом! Да, огромное число людей даже не предполагает, как расположить набор шахмат верно.

Источник: vremya-sovetov.ru

Правильное положение шахматной доски

Перед тем, как расставлять шахматные фигуры, необходимо правильно поставить шахматную доску.

С неправильно поставленной шахматной доской, связан забавный случай, которой произошел в давние времена где-то на границе. Именно на границе, периодически встречались два джентльмена, которые между собой играли в шахматы. В один прекрасный день, игрой заинтересовался служащий таможни, который обратил внимание, что доска расположена неправильно. Т.е. «шахматисты» даже не знали шахматных правил, а просто изображали игру. Как оказалось в последствии, мнимые шахматисты были контрабандистами — в шахматных фигурах они прятали контрабандный товар (золото, брильянты :)).

Именование шахматных полей (клеток)

Если среди наших читателей есть поклонники игры «Морской бой», то они наверняка провели аналогию с шахматами — у каждого поля есть свой адрес. Например, a1, b7, e4 и т.д.

Чтобы быстрей запомнить имена (адреса) шахматных полей, имеет смысл распечатать рисунок (формат A4) и повесить его на стену.

Названия и обозначения шахматных фигур

В арсенале противников 6 видов фигур:

  • Пешка — солдат его величества.
  • Конь — стоимость коня эквивалентна 3 пешкам;
  • Слон — его стоимость, как и у коня, 3 пешки;
  • Ладья — тяжелая артиллерия (5 пешек);
  • Ферзь — 9 пешек;
  • Король — бесценен, так как без него игра невозможна.

Любому начинающему шахматисту, желательно, как можно раньше, научиться записывать шахматные ходы, для этого необходимо знать шахматную нотацию. Шахматная нотация — это система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. Уже сейчас вы можете ознакомиться с обозначениями шахматных фигур.

Фигура Внешний вид Русское сокращение Английское сокращение
Король ♔ или ♚ Кр K (king)
Ферзь ♕ или ♛ Ф Q (queen)
Ладья ♖ или ♜ Л R (rook)
Слон ♗ или ♝ С B (bishop)
Конь ♘ или ♞ К N (kNight)
Пешка ♙ или ♟ п или ничего p (pawn) или ничего

При изучении шахматной нотации, мы еще вернемся к этой таблице, а теперь разберемся как расставлять фигуры.

Расстановка шахматных фигур

Теперь давайте посмотрим, как выглядит начальная расстановка шахматных фигур на доске.

Именно таким образом должны быть расставлены фигуры, если речь идет о шахматах в классическом понимании. Однако возможны и другие варианты фигур, если речь идет о шахматах Фишера — по другому их называют «случайные шахматы». Пока нас интересуют классическая расстановка, поэтому необходимо её запомнить. В противном случае, может возникнуть путаница, как в шахматной игре для детей Глупый бык.

Чтобы вам было проще запомнить расстановку фигур, можно их расставлять в определенной последовательности. Об одном из вариантов смотрите в видео.


В начале шахматной партии, на доске находятся 32 фигуры — 16 белых и 16 чёрных. В конце партии, минимальное количество фигур может быть две — это белый и чёрный король. Короли — две самые главные фигуры на шахматной доске. Пришла пора разобраться в том, что они умеют — вся правда о шахматном короле.

Источник: chesswood.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.