Может ли пешка ходить назад

Может ли пешка ходить назад

Друзья, я приветствую Вас! Хотите узнать больше об игре в шахматы? Тогда давайте для начала узнаем, как бьет пешка в шахматах. Из описанного ниже материала Вы узнаете, какую силу «на поле боя» представляют собой пешки, как ими бить, как они ходят и каковы их особенности. Собственно, я постараюсь изложить всю информацию, касающуюся пешек, ведь именно они сегодня нас интересуют?

У государства должна быть армия, состоящая из солдат и офицеров. В шахматах как нельзя лучше это отражено. Так вот, простыми, рядовыми солдатами являются пешки. Вы наверняка не раз слышали из голливудских фильмов что-то типа «ты пешка в моих руках» или подобное.

Слово «пешка» как в игре, так и в жизни, подчеркивает низкий статус фигуры. Простые солдаты (наши с Вами пешки) – это расходный материал, использующийся для достижения превосходства или преимущества над соперником: «Пожертвовал пешкой – получил преимущество». Но давайте обо всем по порядку, а то что-то я разогнался.

Значимость фигуры


Как Вы могли заметить, рядовые фигуры шахмат – «пушечное мясо», уж простите за выражение. Но это «мясо» многочисленно (целых восемь штук, в то время, как других фигур – 1-2), и в руках умелого игрока оно способно загнать в угол даже самую сильную фигуру.

Слышали выражение «Один в поле не воин»? Оно применимо к одной пешке – она мало что решает, и не сможет одна повлиять на ход «боя». Но вот их объединение из нескольких фигур способно поставить мат королю. Проще говоря, вместе – сила, поодиночке – ничто. Сразу вспомнилась шахматная партия из экранизации первой части Гарри Поттера.

Интересный факт, но значимость других, более высоких фигур исчисляется в количестве пешек, то есть конь стоит 3-х пешек, как и офицер (слон), ладья (тура) – 5, а за ферзя (королеву) дают аж 9-10 пешек. Видите, все большое строится из малого. Короля, кстати, оценивать пешками не принято, но все же он стоит 4-х пешек. Да, так мало ввиду его особенностей.

Я вот дерзнул отнести пешку к фигурам, и боюсь, что сейчас на меня набросятся гроссмейстеры с криком «Пешка не фигура!». Но сделал я это для обобщения и лучшего понимания, хотя гроссмейстеры правы – пешка фигурой не является. Пешка – это пешка, а фигуры – это все остальные «действующие лица» шахматной партии. Кстати, фигуры делятся на легкие и тяжелые, и ни к одной классификации пешка не относится, подтверждая свой низкий статус.


Может ли пешка ходить назад

Особенности

Главный «козырь» пешек – их массовость. Но на этом их особенности не заканчиваются. В начале игры любая пешка (не заблокированная: перед ней нет ни союзных, ни вражеских фигур) имеет возможность походить на два поля сразу (один квадрат – одно поле). То есть пешка из исходной позиции может перепрыгнуть один квадрат.

Еще одной удивительной и моей любимой особенностью обладает пешка – это превращение. Если пешка смогла каким-то образом дойти до крайней горизонтали противника, то она может быть превращена в любую другую фигуру по выбору игрока. Обычно – это королева (как самая сильная фигура), но в отдельных ситуациях могут быть выбраны другие шахматы – слон, ладья, конь. Естественно, своего же цвета.

Подобное превращение может произойти со всеми пешками (если, конечно, удастся их дотащить до тыла противника). Таким образом, на шахматном поле у Вас может быть сразу 9 королев. Только представьте! Хотя подобный исход маловероятен, но по правилам все «законно».

Может ли пешка ходить назад

В зависимости от положения на поле, у пешек может быть разный статус: блокированная, изолированная, проходная и так далее. Не буду в это вникать – это так, прикладная терминология, которую знать положено только ярым фанатам этой игры.

Как ходить и как бить?


Пешка способна бить только по диагонали на одну клетку (поле) вперед. То есть, стоящие друг перед другом (возможно сзади) или сбоку друг от друга пешки не способны нанести какого-либо вреда одна другой. Только по диагонали. Получается, что побив пешкой какую-то фигуру, Вы можете поставить на одну вертикаль две и больше пешек.

Ходит она просто – одна клетка вперед или две клетки, если эта фигура еще стоит на исходной позиции, и Вы ее не двигали. Кстати, Вы можете походить обычно на одно поле вперед, не использую способность «прохода» — перепрыгивания через одно поле.

Взятие на проходе. Еще одной уникальной способностью обладают пешки. Помните, я говорил о такой особенности пешки, как первый ход (из исходной позиции), где любая пешка может перепрыгнуть одно поле? Так вот, если Ваша пешка ходит таким образом, а на соседней вертикали стоит пешка противника, то противник спокойно может побить Вашу пешку своей. Причем его пешка станет на то поле, через которое Вы перескочили. Вы прошли (перепрыгнув одну клетку), а он у Вас забрал пешку. Отсюда и «взятие на проходе». Вам понятнее будет, если взгляните на рисунок.

Может ли пешка ходить назад


Обычно объединение пешек (3-4 штуки) выстраивают в шахматном порядке, чтобы задние ряды прикрывали передние, а сами задние будут прикрываться более мощными фигурами, которые хороший игрок не спешит сильно двигать вперед.

К тому же вывод ладей всегда затруднителен: они находятся в углу. Вот они, в большинстве случаев и являются прикрытием всей группы пешек, хотя все это объединение можно легко «развалить» всего лишь одной фигурой при правильном командовании.

Пешка ходит вперед, а бьет по диагонали, и все это на одну клетку. Мы же с Вами свободные люди, и можем делать больше. Поэтому предлагаю Вам подписаться на обновления блога и поделиться статьей со своими друзьями, если подобранный мной материал Вам был полезен. Обязательно оставляйте комментарии и пишите, что думаете. Всем победных партий.

С уважением, Владимир Манеров

Источник: ProTvoySport.ru

Урок 3. Как ходят фигуры? Пешка, конь.

Итак, начинается самое интересное – надо определить, как же можно совершать ходы фигурами.
В данном уроке мы рассмотрим две первые фигуры: пешку и коня.

Пешка
Может ли пешка ходить назад

Ходят пешки только вперед. Это единственная фигура, которая НЕ может ходить и наносить удар назад или по горизонтали. Когда пешка находится в начальной позиции (2-я горизонталь для белых, 7-я для черных) своим первым ходом она может по желанию играющего пойти на одно или на два поля вперед.


Pawn

После своего первого хода пешка передвигается только на одну клетку вперед за один ход.

Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали вправо и влево

Pawn

Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по другому. У остальных фигур траектория хода и удара совпадает.  Ниже приведены две позиции. В позиции «A» белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур. В позиции «B» пешка не имеет ни одного возможного хода – впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

A B

Может ли пешка ходить назад
Может ли пешка ходить назад

С пешкой связано одно из самых интересных правил в шахматах – правило превращения. Заключается оно в следующем. Если пешка доходит до последней горизонтали (8-я для белых пешек и 1-я для черных), она превращается в любую другую фигуру (кроме короля). Наглядно это видно в позициях ниже.

Превращение пешки Превращение пешки в ферзя
Перед ходом После хода

Пешка своим ходом шагнула на последнюю вертикаль и превратилась в ферзя. Важно понимать, что такое превращение является одним ходом. То есть после такого превращения очередь хода переходит к сопернику. 

Ещё одно правило, связанное с пешкой – правило взятия на проходе – является по сути самым сложным и рассмотрено отдельно в уроке 7. 

Конь

Может ли пешка ходить назад

Конь – самая «вертлявая» фигура на шахматной доске. Он ходит по необычной траектории по сравнению с другими и является единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры.  Номинальная ценность коня – 3 очка.

«Сделать ход конем» — в реальной жизни, как известно, так называют какой-то необычный или особо  хитрый шаг.

Конь ходит буквой «Г».  Траектория его хода указана ниже на диаграмме:

Может ли пешка ходить назад

То есть конь своим ходом передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону, образуя букву «Г». Таким вот образом конь может передвигаться и наносить удары в любую сторону. Находясь в центре доски, он имеет восемь возможных ходов, а в самом углу только два.

Может ли пешка ходить назад Может ли пешка ходить назад  

В общем и целом это все, что можно сказать о пешках и конях.

Ниже указаны два небольших задания для того, чтобы Вы запомнили принципы ходов пешки и коня. Если вы прочитали урок полностью проблем возникнуть не должно.

Может ли пешка ходить назад Может ли пешка ходить назад
Сколько ходов необходимо белому коню, чтобы сбить черную пешку?  Чёрный конь напал на белую пешку. Каким образом её можно защитить?   

Как ходят слон и ладья мы рассмотрим в следующем уроке.

←Предыдущий урок

Источник: megachess.net

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.


По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии «черные» и «белые» имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

Рассмотрим ходы каждой фигуры.
—-
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

Рокировку нельзя делать:
— если король уже делал ход
— если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
— если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
— если после рокировки король окажется под шахом
— если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
— если король при рокировке должен пройти через «битое поле» (т.е.


ле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается «0-0», длинная «0-0-0».
——
Шах — ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
— защититься от шаха
— забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
— уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
——
Мат — такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
—-
Пат — такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
—-
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).


Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

—-
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).


Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры.

—-
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

Также здесь следует разъяснить такое понятие как «битое поле». Битое поле — это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали — у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки — она может превратиться в любую фигуру.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему — ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

—-
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием «ракета».
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил «обычных» шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

Источник: chessok.net

Источник: valimo.ru

Здравствуйте дорогие ученики. В этом уроке мы изучим, как ходит пешка, как она бьет, и некоторые правила, которые следует соблюдать при ходе пешкой. Для начала небольшое правило: пешка может ходить только прямо  и только на одно поле! Пешка не имеет право ходить назад, влево или право, она ходит только вперед и только на одну клетку. Посмотрим на диаграмму ниже. На ней, наглядно, показано как ходят пешки.

Пешка в шахматах

Возьмём к примеру пешку, стоящую на поле «с2», при своем ходе, белые могут походить этой пешкой на поле 1.c3 , после на  2.c4, 3.c5 и т.д. до поля с8. То же самое могут сделать пешки «е2», «d7», «f7». 

Однако есть исключение, и оно гласит следующее: если пешка еще не делала ход и находиться в начальном положении, то она имеет право походить на две клетки вперед. Посмотрим еще раз диаграмму 1.

Пешки на доске еще не сделали первого своего хода поэтому они имеют право пойти за один ход на два поля вперед. Возьмем, к примеру пешку, стоящую на поле f7, при своем ходе черные могут пойти ей сразу на f5 минуя поле f6,то же самое могут сделать пешки «c2», «e2», «d7» и другие пешки если бы они были на доске.

Что произойдет, если при движении пешки на ее пути окажется пешка (или фигура) соперника или собственная? Пешка будит заблокированной, то есть не имеет право двинутся вперед, до того момента пока ей не будит открыт путь. Следует выучить следующее правилопешка не может «прыгать» через фигуры и не имеет право бить собственные фигуры и пешки.

Пешка в шахматах блокада

Давайте посмотрим на диаграмму 2. Белая пешка, стоящая на поле b6 не может пойти дальше, так как на ее пути стоит черный конь, но как только конь покинуть свое поле, белая пешка сможет дальше продолжить свое движение. Также и с черной пешкой, стоящей на поле g4.

Пешка в шахматах превращение

После того как пешка дошла до конца доски (белые пешки до восьмой горизонтали, а черные до первой) она имеет право «превратиться» в любую из фигур кроме короля. Давайте разберем этот случай, для этого посмотрим на диаграмму выше. На ней показано, что пешка белых (при своем ходе) ступит на последнее поле «d8» после чего произойдет замена пешки на любую фигуру белых (кроме короля). Тоже самое касается черной пешки «е2».

Давайте рассмотрим, как же все — таки следует правильно бить пешкой. Для начала следует выучить правилопешка бьет по диагонали только на одну клетку. Посмотрим на следующую позицию (диаграмма 4), а точнее на пешку стоящую, на поле f2, если пешка соперника или фигура (черных) станет на клетки е3, g3, то белая пешка может их побить.

Пешка в шахматах взятие

Посмотрим теперь на белую пешку, стоящую на поле d4 . Она может побить, на выбор, черную пешку 1.dxc5 или черного коня, стоящего на поле е5 1.dxe5.

На этом наш шахматный урок подошел к концу, если возникли вопросы их можно задать используя форму для комментариев которая расположена ниже статьи. Также рекомендую подписаться на наше бесплатное обновление уроков и новостей.

Источник: schoolchess.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.