Что такое хула

  • Главная
  • Все словари
  • Значение слова «Хула»

В словаре Ожегова

ХУЛА, -ы, ж. (устар. и книжн.). Резкое осуждение, порочащие слова. Изрыгать хулу на кого-н.

В словаре Ефремовой

Ударение: хула́ ж.

  1. То, что порочит кого-л., что-л.

В словаре Фасмера Макса

хула́
хули́ть, укр. хула́, хули́ти, др.-русск. хула, ст.-слав. хоула βλασφημία (Остром., Клоц., Супр.), хоулити βλασφημεῖν, κατηγορεῖν, ὑβρίζειν, болг. ху́ла «хула», ху́ля «хулю», сербохорв. ху̏ла, ху̏лити, ху̑ли̑м, др.-чеш. chúlost «стыд», chúlostivý «стыдливый, малодушный, слабый», слвц. сhúlit᾽ sа «свертываться калачиком», chúlostivý «чувствительный, робкий».
Вероятно, связано чередованием гласных с хи́лый, хи́нить «хулить»; см. Бернекер I, 406. Недостоверно сравнение с гот. bisauljan «осквернять», bisaulnan «оскверняться», вопреки Маценауэру (LF 7, 224; 8, 4), Бецценбергеру (ВВ 22, 479), Эндзелину (СБЭ 71), Педерсену (IF 5, 63 и сл.). Ввиду разницы в знач. невероятно заимствование слав. *хuliti из гот. hōlōn «обманывать», д.-в.-н. huolian – то же, вопреки Мейе (Ét. 252; см. Бернекер, там же; Кипарский 34 и сл.). Сближение с хвала́ (Ильинский, ИОРЯС 20, 4, 179 и сл.; 23, I, 106 и сл.) опирается на блр. ху́ла «порицание» (Карский, Белорусы 2, I, 106). Кипарский (там же) ставит вопрос о возможности объединения обеих групп слов под общим знач. «говорить» и сравнивает это слово с др.-исл. skvala «громко говорить, кричать», hvellr «звонкий», греч. σκύλαξ «щенок», что тоже остается недостоверным, точно так же, как и попытки объяснить *хulа, *хuliti как экспрессивное преобразование *kudla, связанного с кудить (см.); см. Махек, Studiе 99; «Slavia», I, 213 и сл.

В словаре Д.Н. Ушакова


ХУЛА́, хулы, ·жен. (·книж. ). То, что порочит кого-что-нибудь, осуждение, порицание. «Смутяся дерзостью безумцев и хулами, к Зевесу весь Олимп с мольбою приступил.» Крылов. «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?» Некрасов. Изрыгать хулу.

В словаре Синонимов

брань, сквернословие, срамословие, осуждение, ругательства, чертыханье, порицание, лай, хаянье, ругань, руготня, чертыхание, поношение, черное слово, танец, мат, ругня, крепкие слова, бранные слова, проклятия, сильные слова, сильные выражения, крепкие выражения

В словаре Синонимов 3

изрыгать хулу..

В словаре Синонимы 4

осуждение, порицание, ругань, танец, хаянье

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

хула́,
хулы́,
хулы́,
ху́л,
хуле́,
хула́м,
хулу́,
хулы́,
хуло́й,
хуло́ю,
хула́ми,
хуле́,
хула́х


Источник: glosum.ru

Лекция № 11.

Темя сегодняшнего урока – сплетни и хула. Что такое хула? Хула – это когда человек го-ворит за спиной другого о тех его недостатках или о каких-то его дефектах, проступках, о которых, если бы он был рядом, ему было бы очень неприятно слышать.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الغيبة ذكرك أخاك بما يكره

«Хула – это говорить о твоём брате то, что ему неприятно».

То есть, говорить о твоём брате в его отсутствие то, что ему неприятно. Это могут быть его какие-то физические недостатки, проступки, дурные наклонности его характера. То есть всё то, что ему было бы неприятно услышать. Рассказывать о человеке, говорить о его недостатках в его отсутствие – это и есть хула.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что хула это вспоминать твоего брата тем, что ему неприятно в его отсутствие, у него спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а что, если то, о чём я говорю о нём за спиною, действительно присутствует в нём?» На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если в нём действительно присутствует то, о чём ты говоришь, то это и есть хула, а если те недостатки, то, о чём ты говоришь за его спиною, нет в нём или он не причастен к ним, то это клевета».


Клевета по своей тяжести намного тяжелее и хуже перед Всевышним Аллахом, чем хула.

Что касается сплетен. Сплетни – это распространение ложной информации с целью раздора, чтобы поссорить двух людей, внести смуту между двумя родами и т.д.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن أبغضكم إلى  الله عز وجل المشاؤون بالنميمة المفرقون بين الإخوان

«Воистину, более всего Всевышний Аллах гневается на тех среди вас, которые распространяют сплетни, тем самым ссоря между собой братьев».

Естественно, сплетни тоже по своей тяжести являются худшим грехом, чем хула. В чём заключается опасность хулы и сплетен? Это и так тяжкий грех. Но для человека, который стал на путь познания Всевышнего Аллаха, который поставил перед собой цель дойди до познания Творца, до уровня высоких состояний, где ощущается присутствие Всевышнего Аллаха, ему тем более нужно избавиться от таких качеств. Для духовного путника, в котором присутствуют эти качества, в этом чертоге дверь закрыта. Он не сможет подойти к территории высоких состояний, состояний ощущения божественного присутствия.

Хула, сплетни, клевета – это духовная нечисть. У человека, на одежде которого есть нечистоты, молитва не будет принята, она будет считаться недействительной. То есть чистота тела и одежды – это условия полноценности намаза. Так же, как невозможно совершать намаз в грязной одежде, на которой есть нечистоты, никогда невозможно и переступить порог Божественного присутствия, порог, где человек будет ощущать высокие состояния, если он будет страдать такими качествами, как хула, сплетни и клевета.


Всевышний Аллах в Коране сказал:

قد أفلح من زكاها

Смысл: «Обрёл великое счастье тот, кого Всевышний Аллах очистил».

Невозможно достичь никого блага и успеха духовного пути тому путнику, если в нём будут эти качества.

Чем чреваты хула и сплетни? Хула и сплетни – очень большой барьер и завеса на пути к познанию Всевышнего Аллаха. Поэтому люди, познавшие Всевышнего Аллаха, очень сильно предостерегали своих учеников от таких пороков, как сплетни и хула. Если человек, в особенности тот, кто стал на путь совершенства, очищения своего эго и познания Всевышнего Аллаха, позволяет себе кого-то хулить или сплетничать (не дай Аллах), то он очень скоро подвергнет себя гневу Всевышнего Аллаха, станет ненавистен перед Всевышним, он сделает тщётными все свои поступки.

Представьте себе  такую ситуацию  для примера. Когда человек совершает какой-то про-ступок или грех и, особенно, если он, как правило, себе не позволяет грехов, старается их избегать и не совершать, и в какой-то момент по предопределению Всевышнего Аллаха он совершил проступок, то нельзя торопиться хулить и осуждать его.


чему? Потому что, когда человек совершает поклонение, духовно развивается, он в некоторой степени начинает полагать, что он праведный, что он теперь достиг определённой степени,  у него возникает некое чувство гордыни, превосходство перед другими. А это состояние не приемлемо для познания Всевышнего Аллаха, это состояние не похвально. И тогда, чтобы этого человека как бы осадить, немного сломить его и привести в состояния скромности, Всевышний Аллах делает так, чтобы он допустил какой-то грех. И тогда грех, который он совершил, начинает его преследовать, он ощущает тяжёлую горечь, осадок, и такого человека осуждать, упрекать за этот грех недопустимо. Почему? Потому что Всевышний Аллах таким образом этого человека лечит в какой-то степени.

Никогда нельзя торопиться осуждать людей, обсуждать и порицать их и т.д. Возможно это некий трамплин, совершение греха – это вроде того, что человек споткнулся, чтобы встать и потом продолжить свой путь вверх.

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) говорил:

معصية أورثت ذلاً وانكساراً خير من طاعة أورثت عزاً واستكباراً

«То ослушание Аллаха, за которым последовало унижение человека и состояние сломленности, это состояние намного лучше, чем когда человек совершает какое-то поклонение и за этим поклонением следует ощущение гордости, чувство бахвальства, себялюбие».

До нас дошло от Посланника (мир ему и благословение) и от наших праведных предков, духовных наставников очень много высказываний по поводу хулы и сплетен. И эти высказывания должны послужить нам очень сильным предостережением от того, чтобы вовлечься в этот порок.


Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام: دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина!»

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إياكم والغيبة ، فإن الغيبة أشد من الزنا

«Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния».

Обратите внимание, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что хула ху-же прелюбодеяния. Воистину, человек, который совершает прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним Аллахом и Аллах примет его раскаяние. Что касается хулителя, то Аллах его не простит до тех пор, пока не простит его тот, кто стал объектом его хулы.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا يدخل الجنة نمام

«Никогда не войдет в Рай сплетник».

Также Посланник Аллах (мир ему и благословение) отмечал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал:


المشاؤون بالنميمة المفرقون بين المفرّقونَ بين الأحبّة المبتغونَ للبراء المَعايِبِ

«Это те, кто распространяют сплетни, тем самым вводя в смуту и ссоря людей, и те, кто старается обвинить в чём-то совершенно невиновных людей».

Пророк (мир ему и благословение) сказал по поводу хулы и сплетен:

من ألقى جلباب الحياء فلا غيبة له

«Говорить правду о бессовестном человеке не является злословием».

То есть, из того, что мы уже рассказали о хуле, может возникнуть вопрос: а где та граница, где можно говорить о человеке, о его постыдных делах, и когда нельзя об этом говорить? Одним из серьёзных критериев является такой факт, когда человек, после совершения постыдных дел, стыдится о том, чтобы об этом узнали люди. Если человек стыдится своих грехов, старается скрыть от людей то, что он творит, он как бы накидывает на себя накидку стыда, то хулить этого человека недопустимо.

Один из праведников сказал:

مثل الذين يغتابون الناس كمن نصب منجنيقا يرمي به حسناته شرقا وغربا

«Люди, которые постоянно заняты хулой, подобны тем, которые установили катапульту, на чашу которой ставят свои благие дела и разбрасывают их на запад и на восток».

Это значит, что человек, который позволяет себе хулить другого, тем самым он отдает последнему хорошие поступки, которые сам совершал. Вот чем опасна хула. Мы лишаемся тех благих поступков, эти поступки уходят на счёт того человека, который стал объектом вашей хулы.


У ас-Саврий спросили о хадисе Пророка (мир ему и благословение) и о его значении:

إِنَّ اللَّهَ يُبْغِضُ أَهْلَ الْبَيْتِ اللَّحْمِيِّينَ

«Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Имеется  в виду та семья, которая позволяет себе хулить других людей, и тем самым поедая их плоть.

В Коране есть аят, где говорится, что хула сродни поеданию плоти мертвого человека. Как вам будет неприятно есть плоть умершего человека, так же  хула является недопустимым грехом.

Хасану аль-Басри сообщили, что некто из людей похулил его. Тогда Хасан аль-Басри тут же взял и наполнил поднос финиками и попросил этого человека передать ему этот поднос в качестве благодарности за то, что он отдал ему свои благие деяния.

Когда у Ибн Мубарака спросили о хуле, он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше, чем кто-либо другой, заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) сказал: «Если вы хотите испытать ум человека, понять, насколько он умный, то обратите внимание на то, как он относится к случаю, когда, например, если ему рассказывают о ком-либо, и его внимание привлекают его недостатки, и он начинает на этих недостатках останавливаться, начинает смаковать недостатки этого человека. В таком случае знайте, что это человек, внутренний мир которого разрушен».


Нельзя допускать, чтобы ваше внимание привлекали недостатки людей. Объектом нашего внимания должны быть наши недостатки, пороки и проступки.

И Ибн Атаиллх добавил: «Воистину, верующий старается сохранить честь своего брата-мусульманина».

Если человеку рассказывают о ком-то, о его недостатках, то он должен тут же пресечь разговор и защищать честь того человека, о котором идёт речь. Один из арабских поэтов сказал:

جراحات السنان لها إلتئام           و لا يلتام ما جرح اللسان

«Раны, нанесённые зубами, быстро рубцуются,

Однако не заживут те раны, нанесенные языком».

Подытоживая эту часть урока, хочу обратить ваше внимание на следующее. Вы просто представьте, насколько высока исламская мораль, нравственность, и насколько серьёзным грехом является обсуждение каких-то недостатков других людей. Представьте себе общество, которое лишено этого порока.

На самом деле, очень многие люди, и религиозные, и нерелигиозные, страдают этой болезнью. Потому что эго человека приятно говорить о недостатках другого, тем самым считая, что ты выше них, лучше них, что ты не допускаешь тех проступков, которые допускают они.

Дай Аллах, чтобы объектом нашего внимания были наши недостатки, проступки и грехи, которые мы совершаем. Это наша работа и то, над чем нужно работать. И поверьте, в душе найдутся такие недостатки и пороки, которые, если задумываться о них, у нас не будет времени задумываться о недостатках других людей. Дай Аллах, чтобы мы проделали на этом пути большую работу и достигли того состояния, которым доволен Всевышний Аллах.

Источник: IslamDag.ru

Примеры употребления слова хула в литературе.

Тогда жена Агава, царица Иезавель, ложно обвинила Навуфея в хуле на бога и царя и добилась, чтобы его побили каменьями, а виноградник передали царю.

Тоска смотреть, как мается бедняк, И как шутя живется богачу, И доверять, и попадать впросак, И наблюдать, как наглость лезет в свет, И честь девичья катится ко дну, И знать, что ходу совершенствам нет, И видеть мощь у немощи в плену, И вспоминать, что мысли замкнут рот, И разум сносит глупости хулу, И прямодушье простотой слывет, И доброта прислуживает злу.

Другие стали заклятыми врагами, они извергали против Братства все виды хулы и причиняли ему все виды вреда, какие могли измыслить.

Очевидцем глубочайшего единства Духа, отрицателем всяких границ индивидуальности был и несравненный Бен Джонсон, взявшийся за литературное завещание, дабы удостоить современников положенной хвалы или хулы, но ограничившийся тем, что собрал воедино отрывки из Сенеки, Квинтилиана, Юста Липсия, Вивеса, Эразма, Макиавелли, Бэкона и Скалигеров — старшего и младшего.

Очевидцем глубочайшего единства Духа, отрицателем всяких границ индивидуальности был и несравненный Бен Джонсон, взявшийся за литературное завещание, дабы удостоить современников положенной хвалы или хулы, но ограничившийся тем, что собрал воедино отрывки из Сенеки, Квинтилиана, Юста Липсия, Вивеса, Эразма, Макиавелли, Бэкона и Скалигеров — старшего и младшего.

Воздух самый какую-то особенную прививку там делает: непременно хулой колыбельку свою — правда, грязненькую, но все-таки колыбельку — обдашь, грязненькие очки наденешь.

Гаврила Иванович спины не ломал, руки Бирена не искал, но предупредил: — Известно стало, что был у вас князь Черкасский, спешу предостеречь: наговорщик он и хулы разной распространитель.

В ярости он бегал по кирпичной палате своего виленского замка, не обманываясь нимало в том, отколе исходят все эти укоризны и хулы, грозил раздавить Алексия, лишь тот попадется ему в руки.

Но, признаюсь, поначалу она обманула мои упования на успех: появление ее на театре было встречено такой хулою, что, казалось, пиеса обречена на полный провал.

Как, в сущности, мало нужно было молодому Бору, чтобы даже хула и полупризнание оборачивались в его глазах неожиданно светлой стороной!

Я имею в виду чрезвычайно образную хулу, изрыгаемую Великим Коммандором Склизом, — пояснил Росток.

Ахейцы хотели дать им сражение на границе Мегариды, на помощь союзникам подошел с войском спартанский царь Агид и, со своей стороны, уговаривал ахейцев решиться на битву, но Арат был решительно против, и, терпеливо вынеся потоки хулы, вынеся бесчисленные издевательства и насмешки над его слабостью и трусостью, не побоявшись видимости позора, он не отказался от плана, сулившего выгоду и успех, но позволил противнику, перевалившему через Геранию, беспрепятственно пройти в Пелопоннес.

Они старались поставить верчение под контроль, учили животных стоять на хвостах, точно танцуя хулу, добивались четких совместных прыжков, а кроме того, пытались надеть на вертунов пластмассовые леи — но тщетно.

Например, она начинала отработку верчения с вышки, потом спускалась и у борта отраба- тывала хулу и ношение леи, затем возвращалась на вышку и некоторое время высматривала что-нибудь новое.

Поэтому Высокий Лорд Елена выбрала Лордов — двух Лордов, которые были приняты ранихинами — Шетру, супругу Вереминта, чье знание Сарангрейвской Зыби лучше, чем у других, и Гирима, сына Хула, который хорошо знаком с учением великанов.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Хула на Духа Святого: введение

 

Хула на Духа Святого иногда называется “непростительным грехом”. Эта тема, которая часто производит непонимание и страх в сердцах многих людей. Основной вопрос может быть вот в чём: «С давних пор нет прощения за этот грех, чтобы он ни означал. Что если я виновен в хуле на Духа Святого?» Быстрый ответ заключается в том, что Бог прощает нам все грехи, в которых мы раскаиваемся. Будь-то покаяние и крещение в то время, когда мы становимся христианами (Деяния 2:38), или же признание греха и разворот от греха в тот момент, когда мы уже во Христе (1 Иоанна 1:9). Прощение всех грехов обещано Богом в этих отрывках. Для объяснения всех трех мест в Писании давайте их все прочитаем, чтобы перейти к более подробному исследованию.

Итак: от Матфея 12:22-32, Марка 3:20-30, Луки 12:8-10

 

Специфические особенности в тексте и их контекст

 

Грех — выражение неповиновения и вражды к Духу. Буквально это означает “протестовать, быть против, нападать, оскорблять с нападками”. Вовлеченные в грех были еврейскими лидерами, которые были хорошо знакомы с Законом, с его Мессианскими пророчествами, и они были свидетелями чудес Иисуса Христа. Они не только не верили, что чудеса сотворил Иисус, явившийся от Бога, но и причисляли эти чудеса сатане. Этим самым они клеветали на Святой Дух в своих порочных обвинениях против Иисуса и Его власти.

Давайте посмотрим в каждом отрывке на основные моменты:

«И потому говорю вам: всякий грех и хула будут прощены, но хула на Святого Духа не будет прощена. Тот, кто скажет против Сына Человеческого, может быть прощён, тот же, кто скажет против Святого Духа, не будет прощён ни в этом веке, ни в грядущем». (Матфея 12:31-32)

Отметим ключевые моменты здесь:

  • Все другие богохульства могли проститься.
  • Хула против Духа Святого — нет.
  • Выступление против Иисуса могло проститься.
  • Выступление против Духа — нет.
  • Никакое такое прощение не было бы дано, ни в этом веке, ни в грядущем.

«Истинно говорю вам: сынам человеческим будут прощены любые грехи и любое богохульство; но кто хулит Святого Духа, тот никогда не будет прощён, но будет повинен в вечном грехе». Иисус Христос сказал это, потому что люди говорили: «В Него вселился нечистый дух». (Евангелие от Марка 3:28-30)

Теперь ключевые места в Евангелии от Марка:

  • Все другие богохульства могли быть прощены.
  • Богохульство против Духа Святого не простится.
  • Это богохульство составило вечный грех.
  • Предупреждение Иисуса было сказано на основании того, что они говорили: “У Него есть злой дух.”

Наконец, от Луки 12:8-10

«Я говорю вам: любого, кто встанет и признает Меня перед людьми, Я, Сын Человеческий, признаю перед ангелами Божьими. Но любого, кто встанет и отвергнет Меня перед людьми, и Я отвергну перед ангелами Божьими. И если кто скажет слово против Сына Человеческого, тот может быть прощён. Но, хулящий Святого Духа, прощён не будет. (Евангелие от Луки 12:8-10)

  • Это было связано с подтверждением или отрицанием Иисуса перед людьми.
  • Произношение слов против Иисуса могло быть прощено; богохульство Духа не простится.

 

Практические соображения

 

Хула на Духа Святого лежит в конце нисходящей прогрессии. Люди с открытыми сердцами видели чудеса Иисуса и приняли Его и Его послание. Другие приняли чудеса, еще не принимая Его как Сына Бога (Евангелие от Матфея 16:13-17). Его собственная семья думала, что Он был не в своём уме (Евангелие от Марка 3:20-21). Те виновные в богохульстве или, возможно, почти обвиненные (Евангелие от Марка 3:30) приписывали чудеса сатане. В любом участке этого пути люди могли прийти к вере, но в конце рассматриваемой нами истории вера больше не была возможностью для тех людей.

Павел был однажды богохульником, преследователем, обидчиком и жестоким человеком (1 Тимофею 1:13). Все же он лично не видел Иисуса и утверждал, что эти чудеса были от сатаны. Как только мы видим чудеса и яростно отклоняем их, приписывая их сатане, то уже ничто не может разбудить нас. Чем дольше длится грех, тем больше он укореняется в человеке. Когда Петр проповедовал тысячам (Деяния 2:38), он не делал различия или исключения против виновных в хуле на Дух Святой.

Никому не должно быть отказано в милости Бога, если человек действительно раскаивается в грехах и приходит к Богу. Сам Дух приглашает любого прийти к Нему (Откровения 22:17). Если вы боитесь, что совершили «непростительный грех», — это точно не так. Тем не менее укоренение в грехе является страшной мыслью в любом случае. Это может начаться в небрежности, продолжиться в безразличии и закончиться в укоренении.

В Послании к Евреям это начиналось с уклонений в сторону (2:1), затем перешло в неверующее сердце (3:11-12), а уже потом привело к невозможности раскаяния (6:4-6).

Обратите внимание, что нисходящая спираль начинается с того, что мы начинаем дружить с миром (Послание Иакова 4:4), потом мы начинаем любить это (1 Иоанна 2:15), затем законы мира начинают нами руководить (Послание Римлянам 12:2) и, наконец, мы осуждены вместе со всем миром (1 Послание Коринфянам 11:32). Поэтому проблема заключается не в том, простит ли Бог. А в том – сможет ли человек покаяться. Иисус знал сердца и знал, что те, с кем Он говорит, прошли точку «невозврата» – они полностью утвердились в грехе. Даже в этом случае Его Слова могли быть предупреждением о том, что они могли оказаться за этой точкой. Большое чудо воскресения могло бы быть их последней надеждой.

 

Заключение

 

Богохульство против Духа Святого было явным, клеветническим нападением на Иисуса и Его чудеса, которое привело к полному укреплению в грехе. Хотя мы не находимся в том же самом положении, говоря о хуле на Духа Святого, все же укрепление в том или ином грехе является очень страшной вещью. Мы должны понимать, что первый шаг в этом направлении начинается с того, что начинаем с лёгкостью относиться к тому, что говорил Иисус. Сохраняйте свои сердца мягкими к Слову Бога и вы никогда не будете в ситуации, когда грех укореняется в наших сердцах. Наш Бог очень добр, у Него никогда не стоит вопрос с решимостью или возможностью прощать. Но вопрос больше в нашей готовности раскаиваться. И в некоторых случаях в нашей способности раскаиваться. Но Бог жаждет нашего раскаяния и прощения, поскольку Он действительно хороший Бог и прекрасный Отец!

 

Автор: Гордон Фергюсон (11 октября 2009)

Перевод: Игорь Петров

Introduction To My Teaching Ministry

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

  • Подписаться на новости
  • Христианские тесты онлайн
  • Задать вопрос

Христианские видео и ролики

Источник: icocnews.ru

Нельзя насмеяться и поругаться над Богом, нельзя обмануть Его никаким хитрым лукавством (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 169).

* * *

…Произносящий хулу на одну из Божественных Ипостасей не получит отпущения грехов ни в сем веке, ни в будущем (свт. Афанасий Великий, 1, 275).

* * *

…Хула на Духа <Святаго> приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне просвещающего, объемлется душевною слепотою (свт. Василий Великий, 8, 331).

* * *

…Тог хулит Духа Святаго, кто действия и плоды Святаго Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, нередко рачительного опрометчиво называя тщеславным, того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе, и многое подобное, лживо приписывая по лукавым подозрениям (свт. Василий Великий, 9, 295).

* * *

…Оскорбляющие Духа Святаго сравнением Его с людьми подлежат за сие вечному осуждению, потому что хула на Духа Святаго не отпускается (свт. Василий Великий, 11, 7).

* * *

Каин, убивший брата, подвергается столь долговременной казни; что же будет с оскорбившими Бога? (прп. Ефрем Сирин, 30, 255).

* * *

…Как прославляется добрыми делами Он <Господь>, так, наоборот, деяниями лукавыми хулится и бесчестится, потому что неверные и язычники, смотря на христиан и видя, что и они, подобно язычникам и неверным, проводят время в объедении и пьянстве, играя и скача с гуслями, и тимпанами, и свирелями, и ликами, не рассуждают, что это – несмысленные христиане, преступающие закон и заповеди Христовы, но в хулу христианству говорят: «Что предал и заповедал им Христос, то они и сохраняют, ибо не могут преступить слова и заповеди своего Учителя». А посему думают, что таково именно учение и таинство Христово. И таким образом, через сие, хулится имя Божие нас ради (прп. Ефрем Сирин, 32, 103).

* * *

Великое злочестие – хула, бегайте ее, возлюбленные; против живого Бога грешит, кто злословит и хулит (прп. Ефрем Сирин, 34, 427).

* * *

Как кусок (глины) не имеет способности упрекать горшечника, так и вы не можете брать на себя дерзость – порицать достоинство власти Творца (прп. Ефрем Сирин, 36, 40).

* * *

Грехи же такого человека <богохульника> на сей земле не отпускают ни Господь, ни крещение Его, ни даже милосердие Божие, которое укрывает злое добрыми делами и в конце концов совсем покрывает (прп. Ефрем Сирин, 37, 145).

* * *

…Попечение Бога и святых о том, чтобы не хулилось имя Его, оказывается не потому, чтобы Бог имел нужду в прославлении от нас… но потому, что от такой хулы происходит великий вред для людей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 262).

* * *

Богохульство и злоречие хотя рождаются внутри, но не остаются в душе, а быв произнесены устами, оскверняют как язык (говорящего), так и слух внемлющего и, подобно ядовитым зельям, проникая в самую душу, переедают корень (существа человеческого) хуже всякого червя, а с ним вместе губят затем и все тело (свт. Иоанн Златоуст, 44, 299–300).

* * *

…Богу никто не может ни порицанием повредить, ни славословием доставить большую славу, но Он всегда остается в своей славе, не возвеличиваясь от славословий и не умаляясь от хулений; и те из людей, которые прославляют Его по достоинству, – впрочем, никто не может прославлять Его по достоинству, а только по своей силе – получают себе пользу от этого славословия; те же, которые хулят и унижают Его, вредят собственному спасению (свт. Иоанн Златоуст, 44, 514).

* * *

Как тот, кто бросает в высоту камень, не может пронзить вещества неба и даже докинуть до высоты его, но принимает удар на собственную голову, потому что камень обратно летит на бросившего, так точно и тот, кто хулит блаженное Существо Божие, никогда не может нисколько повредить Ему, – ибо Оно столь велико и высоко, что недоступно ни для какого вреда, – но сам изощряет меч на свою душу, оказываясь неблагодарным Благодетелю (свт. Иоанн Златоуст, 44, 514–515).

* * *

…Что делаешь ты, человек, произнося хулу на своего Благодетеля, Спасителя, Заступника и Промыслителя? Или не чувствуешь, что ты несешься к пропасти и ввергаешь себя в бездну крайней погибели? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 820).

* * *

…Хула усиливает настоящую уже потерю и заставляет нас лишиться еще больше сверх того, что мы уже потеряли (свт. Иоанн Златоуст, 45, 24).

* * *

Ты лишился имущества?.. Если ты будешь хулить, то потерял и свое спасение; и того не возвратил, и душу, которую имел, и ту убил (свт. Иоанн Златоуст, 45, 24–25).

* * *

Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение и, если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди (свт. Иоанн Златоуст, 45, 25).

* * *

Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом, и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство (свт. Иоанн Златоуст, 45, 26).

* * *

Все мучения, как настоящие, так и будущие, недостаточны для души, находящейся в таком положении, ниспавшей до такой степени порочности <богохульства>… Подлинно нет, нет греха худшего, чем этот, нет даже и равного ему; в нем – умножение зол, в нем – то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение. Кто же злословящие Бога? Те, которые противопоставляют мудрости Его провидения обусловливаемое роком нестроение и необходимость (свт. Иоанн Златоуст, 45, 802).

* * *

…Когда ты увидишь, что кто-нибудь порицает дела Божии, то не осуждай этих дел согласно с его злобою, но считай это величайшим знаком его безумия, при мысли о Промысле Божием. Подобно тому как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство собственной слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, не уменьшает его сладости, но обнаруживает собственную болезнь, так точно и осуждающий дела Божии (свт. Иоанн Златоуст, 48, 298).

* * *

…Клеветать на Бога – самое тяжкое, потому что Бог, для нас и Отец, и Владыка, и Питатель, владеющий всем… (свт. Иоанн Златоуст, 48, 837).

* * *

Непризнание величия Божия есть гордость перед Богом и болезнь диавола (свт. Иоанн Златоуст, 48, 864).

* * *

Величие Божие ни возвышается словами (человеческими), ни уничижается словами. Кто унижает его, тот делает лишь унижение себе самому; кто его возвышает, тот возводит на высоту собственное свое ничтожество (свт. Иоанн Златоуст, 49, 324).

* * *

Богохульство не унижает величия Божия, и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе… (свт. Иоанн Златоуст, 50, 327).

* * *

Хотя многим геенна и кажется ужасною, но я никогда не перестану вопиять, что оскорбить Христа – мучительнее и ужаснее самой геенны, и вам советую прийти в то же чувство. Тогда мы и геенны избавимся, и будем наслаждаться славою Христовой, которую и да сподобимся все мы получить, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа (свт. Иоанн Златоуст, 50, 401).

* * *

…Если недостойны смотреть на солнце те, которые живут для хулы на Бога, то богохульствующие недостойны наслаждаться и тварями, которые прославляют Бога, так как и сын, оскорбляющий отца, недостоин пользоваться услугами честных рабов (свт. Иоанн Златоуст, 52, 729).

* * *

Богу же никто не может причинить зла; Он по природе Своей не подлежит влиянию зла и выше всякой страсти (свт. Иоанн Златоуст, 53, 11).

* * *

Почему же, говоришь ты, если сущность Божественной Троицы одна, хула на Сына не наказывается, подвергается же наказанию одна хула на Духа? Поэтому слушай. Кто скажет хульное слово на Сына Человеческого, тот, как сказал Господь, не подлежит осуждению; потому что для имеющих болезненное око ума Бог, неизреченно соединившийся со скудостью видимой плоти, неудобопостижим и неудобозрим, пока не познано сокровенное Божество. А в имеющих чистый ум, для которых соделалось явным воплотившееся Божество, вовсе не имело место неверие, и им Господь не угрожал воздаянием суда. Хула же на Духа Святаго неизвинительна, потому что самые дела, став явными, обличают хулящих в том, что они непризнательны и неблагодарны. Ибо, когда силою Божества прекращались страдания и изгоняемы были демоны, ропотники иудеи клеветали, будто Божественные знамения совершаются о веельзевуле. О сей-то хуле, как ясно произносимой на Божию сущность, Господь изрек, что она непростительна (см.: Мф. 21, 31) (прп. Исидор Пелусиот, 60, 40–41).

* * *

Горе хульнику, потому что у него связан язык, и не в состоянии он сколько-нибудь оправдаться перед Судией (прп. Нил Синайский, 72, 254).

* * *

Горе богохульнику, ибо свяжется у него язык перед лицем Судии – и он ничего не будет в состоянии сказать в оправдание свое (прп. Нил Синайский, 90, 302).

* * *

Не возносись познаниями из Писания (заимствованными), чтобы не впасть умом в дух хулы (прп. Марк Подвижник, 89, 200).

* * *

Самомнение и кичение – суть причины хулы (прп. Марк Подвижник, 89, 546).

* * *

…Никто да не хулит Бога, будто бы Он в естество наше вложил страсти и грех. Бог в каждое из естеств вложил то, что служит к его возрастанию. Но когда одно естество входит в согласие с другим, тогда оно обретается не в том, что ему свое, но в противоположном тому. А если бы страсти были в душе естественно, то почему душа терпела бы от них вред? Собственно принадлежащее естеству не вредит ему (прп. Исаак Сирин, 58, 29).

* * *

Если приял ты благодать Божию и сподобился насладиться зрением судеб Божиих и видимых тварей, что составляет первую степень ведения, то приуготовь себя и вооружись против духа хулы. Но не стой в стране этой без оружия, чтобы не умереть тебе вскоре от подстерегающих и обольщающих тебя. Оружием же твоим да будут слезы и непрестанный пост. Остерегайся читать учения еретические, потому что сие всего чаще вооружает на тебя духа хулы. А когда наполнишь чрево, не имей бесстыдства входить в исследование каких-либо предметов и понятий Божественных, чтобы тебе не раскаиваться. Разумей же, что говорю тебе: в наполненном чреве – ведения тайн Божиих нет. Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием, потому что они руководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих, укрепляют его собою, своею тонкостию приуготовляют его к приобретению светозарных мыслей, и делают, что в чистоте идет он к уразумению тварей Божиих. Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной, чтобы приобрести себе напутие от силы Промысла Его о всяком роде, и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божии. Такое чтение помогает твоему намерению. Чтение же твое да будет в невозмущаемой ничем тишине: и будь свободен от многопопечительности о теле и от житейского мятежа, чтобы вкусить тебе в душе своей сладчайший вкус сладостным уразумением, превосходящий всякое чувство, и чтобы душа твоя ощутила это через пребывание свое в том. Слова людей благоискусных да не будут для тебя как слова лицемеров и торгующих словом Божиим, чтобы не остаться тебе во тьме до конца жизни своей, не лишиться пользы от сих слов, и во время брани не прийти в смятение, как смущенному, и не впасть в яму, под видом добра (прп. Исаак Сирин, 58, 282–283).

* * *

…От злого корня и злой матери происходит злейшее исчадие, т. е. от скверной гордости рождается несказанная хула. Посему нужно и ее вывести на среду, ибо это немаловажное что-нибудь, но самый лютый из наших врагов и супостатов. И что еще ужаснее, мы не можем без затруднения сказать, открыть, исповедать врачу духовному сии помыслы. Посему они часто многих повергали в отчаяние и безнадежность, истребив всю надежду их, подобно червю в дереве.

Часто во время Божественной литургии, и в самый страшный час совершения Тайн, сии мерзкие помыслы хулят Господа и совершаемую Святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сии нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить Бога покушался. И если мои сии бесчестные и нелепые изречения, то как же я, приняв оный небесный Дар, покланяюсь? Как могу благословлять и в то же время злословить?

Часто сей обольститель и душегубец многих приводил в исступление ума. Никакой помысл не бывает так трудно исповедать, как сей; посему он во многих пребывал до самой старости, ибо ничто, так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедуем, но таим и питаем их в сердце.

Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцеведец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших.

Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость – причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан.

Когда мы станем на молитву, то сии нечистые и неизрекаемые помыслы восстают на нас, а по окончании молитвы тотчас от нас отходят; ибо они не имеют обыкновения бороться с теми, которые против них не вооружаются.

Безбожный сей дух не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас, чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние.

Сей лукавый и бесчеловечный мучитель многих отвлек от молитвы; многих отлучил от Святых Тайн; некоторых тела изнурил печалию; иных истомил постом, не давая им ни малейшей ослабы.

Он делает это не только с мирянами, но и с проходящими монашескую жизнь, внушая им, что для них нет никакой надежды ко спасению, и что они окаяннее всех неверных и язычников.

Кого дух хулы беспокоит и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес, сказавший некогда Самому Господу: сия вся Тебе дам, аще пад поклонишимися (Мф. 4, 9). Посему и мы, презирая его и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: иди за мною сатано: Господу Богу моему поклоняюся и Тому Единому послужу (Мф. 4, 10); болезнь же твоя и слова твои обратятся на главу твою, и на верх твой снидет хула твоя в нынешнем веке и в будущем (Пс. 7, 17).

Кто другим образом хотел бы победить беса хулы, тот уподобился бы покушающемуся удержать своими руками молнию. Ибо как настигнуть, состязаться и бороться с тем, который вдруг, как ветер, влетает в сердце, мгновенно произносит слово и тотчас исчезает? Все другие враги стоят, борются, медлят и дают время тем, которые подвизаются против них. Сей же не так: он только что явился и уже отступил: проговорил – и исчез.

Бес этот часто старается нападать на простейших по уму и незлобивейших, которые более других беспокоятся и смущаются от сего; о них можно сказать по справедливости, что все сие бывает с ними не от превозношения их, но от зависти бесов.

Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов; ибо причина и корень второго есть первое.

Как затворившийся в доме слышит слова проходящих, хотя сам с ними и не разговаривает, так и душа, пребывающая в себе самой, слыша хулы диавола, смущается тем, что он, проходя мимо ее, произносит.

Кто презирает сего врага, тот от мучительства его освобождается; а кто иным образом ухищряется вести с ним борьбу, тем он возобладает. Хотящий победить духов словами подобен старающемуся запереть ветры.

Один тщательный монах, претерпевая нападения от сего беса, двадцать лет изнурял тело свое постом и бдением; но как никакой не получал от сего пользы, то, описав на бумаге свое искушение, пошел к некоему святому мужу и, вручив ему оную, повергся лицом на землю, не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав писание, улыбнулся и, подняв брата, говорит ему: «Положи, чадо, руку твою на мою выю». Когда же брат оный сделан это, великий муж сказал ему: «На вые моей, брат, да будет грех сей, сколько лет он ни продолжатся и ни будет продолжаться в тебе; только ты вменяй его за ничто». После инок сей уверял, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла. Сие поведал мне сам, бывший в искушении, принося благодарение Богу… (прп. Иоанн Лествичник, 57, 154–157).

* * *

Хула есть собственно дщерь гордости; а часто рождается и от того, что мы ближнего в том же осуждали; или от безвременной зависти бесов (прп. Иоанн Лествичник, 57, 183).

* * *

Когда начинает ум успевать в любви Божией, тогда начинает искушать его и дух хуления и внушает ему такие помыслы, каких ни один человек изобрести не может, а только один диавол, отец их. И сие делает он, завидуя боголюбцу, дабы, как измысливший такие помыслы, придя в отчаяние, не дерзал он более воспарять к Богу обычною молитвою. Но от этого не получает лукавец ничего благоприятного для его цели, но делает нас более твердыми. Ибо, будучи боримы и противоборствуя, мы становимся опытнее и искреннее в любви к Богу. Меч же их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся (Пс. 36, 15) (прп. Максим Исповедник, 91, 179).

* * *

Люта и неудобопобедима страсть хуления, которая источником своим имеет гордостное мнение сатанинское. Она и на всех, по Богу живущих добродетельно, нападает, но особенно на тех, кои преуспели в молитве и созерцании Божественных вещей. Сего ради надлежит всяким хранением блюсти чувства и благоговеинствовать перед всеми страшными тайнами Божиими и внимательно наблюдать за нападениями духа сего. Он приседит нам, когда молимся и поем псалмы, и отрыгает иной раз, по нашему невниманию, нашими устами клятвы на нас же и страшные хуления на Бога Вышнего, привводя их в стихи псалмов и в слова молитвы. Но против него, когда он что-либо такое произносит устами нашими или всевает в мысли наши, надо обращать в слово Христово, говоря к нему: иди за мною, сатано (Мф. 4, 10), всякою зловония исполненный и осужденный на вечный огнь; хула твоя да падет на главу твою. Сказав это, тотчас насильно, как пленника, обратим ум на другой какой предмет божеский или человеческий, какой вспадет на мысль, или со слезами вознесем его на небеса и к Богу. Так, с Божиим нам содействием, избавимся мы от тяготы хуления… (прп. Никита Стифат, 93, 106–107).

* * *

Дух хулы и сомнения притаился; но не думайте, что он так скоро оставит вас. Привыкши находить доступ к вам, он все будет подступать, не удастся ли как-нибудь посильнее смутить. Это все испытывают. Потому пишут, что в борьбе с врагом не надо никогда слагать оружия, а всегда быть наготове противостать ему. Пишут старцы, что, когда нападает искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, и затем или вместе с тем обратиться к Господу с молитвою. Неприязненность то же, что – поддать врага в грудь. Это сильное и неприятное врагу средство. К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и порождений его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 151).

* * *

Что у вас другие есть недостатки, что дивного и у кого их нет? Но дух хулы и сомнений, надо полагать, есть главный. Ибо он мешает заняться другими. Хула и сомнения то же, что когда почва иод ногами колеблется. Почувствовавший это тотчас падает от головокружения. Когда уже тут до другого чего? Вы этого-то потрудитесь одолеть и прогнать. Тогда и прочие подадутся.

Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость. Может быть, и духу хулы дано так сильно беспокоить вас по той причине, что есть самость с излишком. Так начинайте зараз и ее бороть. Смирение – корень всего добра, ибо все доброе от Бога; а Он гордым противится, смиренным дает благодать.

Вот вам и осязательное удостоверение, что дух хулы в вас есть вражий. С какою неприязнью он относится к Господу Спасителю?! Ему это натурально; ибо Господь разрушил власть их, так что одно имя Его страшно для них. Л нам чего ради внимать этим насеяниям злых зелий вражеских!

Молитесь, да исторгает Господь из сердца вашего самую возможность таких помышлений. Причаститься Святых Тайн – очень хорошо. Благослови вас Господи! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 153).

* * *

Остается мне сказать вам о духе хулы, иногда нападающем на вас. Это воистину дух хулы мутит вас. Не только мысли хульные бывают и поражают, но слышатся слова в ушах. Бес… производитель их. Делает он это для того, чтобы смущать вас, и лишить вас дерзновения к молитве. И то имеет он в виду, не согласитесь ли вы на какую-либо хулу, чтобы ввергнуть вас в грех хулы, а потом – в отчаяние. Против сего беса – первое… не смущаться, и отнюдь не думать, что это ваши мысли, но прямо относить их к бесу. Затем – против мыслей и слов – мыслить и говорить противное. Он внушает худое о святом, а вы говорите: врешь, лукавец: он вот каков… Так против всего, – и все говорите, пока не отойдут. Заключите так: буди проклят хульник, – и слова хулы да обратятся на главу твою… К Господу обратитесь с такою молитвою: душу мою открываю перед Тобою, Господи! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не благоволю к ним. Все всевает враг. Отгони его от меня. Святой Нифонт четыре года мучим был сим духом, который жужжал ему в уши: нет Бога, нет Христа и прочее. Он же говорил: и Бог есть и Христос… и я поклоняюсь Им и служу всею душою… Бог избавил, наконец, его. Если там у вас найдете у кого писания святителя Димитрия Ростовского, в первом томе у него есть об этом статья очень вразумительная и утешительная… Достаньте… и выпишите себе из нее благопотребное… (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79. 212–213).

* * *

Слыхали ли вы про евангелие Льва Толстого? Теперь слышу, что у него также тайком распространяются еще две статьи: критика догматов Церкви и – в чем моя вера. Тут-то, вишь, сокровища премудрости изрыгнуты: хулы на Церковь Божию, на святых отцев и даже на апостолов, кои все будто суть – исказители учения Христова… Сам же он не вериг ни в Святую Троицу, ни в Воплощенное домостроительство, ни в силу Таинств… (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 27).

* * *

Что значат слова: всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Лк. 20, 18)? Упадет на камень сей невер, хулитель, сомневающийся… Как хулителю Сына Человеческого Господь обещал прощение… то хоть он и крепко расстроивается, но если покается, спасется. Так и все подобные. А на кого камень падет… это кто достоин полного гнева Господня, тот пропал, нет надежды… Таковы отчаянные, богоборцы, сатанински упорные и подобные (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 228).

* * *

Вопрос: Почему хула на Духа Святаго не простится, а на Сына Божия простится?

Ответ: Хулить Бога, яко Бога, невозможно. Бывает сие только по затмению мысли о Боге, яко Боге. Уничижение Бога Сына нашего ради спасения может мешать узреванию в нем Бога и похулить Его не яко Бога, а как всякого человека. Дух же Божий когда являл Себя, проявлял осязательно Божескими делами, и не видеть в Нем Бога нельзя. Почему кто хулит Его, хулит как Бога и за то не имеет извинения (см.: Мф. 12,31). Слова сии сказал Господь по исцелении глухонемого, в чем явен перст Божий. И сказавшие: о веельзевуле изгоняет… (ср.: Мф. 12, 24) хулили неизвинительно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 230).

* * *

Вас беспокоит брат. Жалейте о нем и молитесь, чтобы Бог образумил его. Ему же скажите: «Если хочешь бывать у меня, говори об обычных делах, дел же религиозных не касайся, потому что ты тут ничего не понимаешь. Если ты говоришь когда, и по невежеству своему начнешь врать, и тем паче, когда изрекаешь хулу на Бога и вещи Божеские, то возьму тебя за руку тотчас, выведу вон и скажу тебе, чтобы нога твоя тут не бывала никогда». Вы хорошо делаете, что не всегда его принимаете, но если и наотрез запретите ему приходить, беды и греха не будет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 151).

* * *

«Однажды вечером, за всенощной в храме Зосимы и Савватия, – рассказывал архимандрит Кронид, – вдруг неожиданно пронеслась в моей голове страшная, ужасная мысль неверия, сомнения и богохульства. Это совершилось так мгновенно и внезапно, что, подобно молнии, обожгло меня адским огнем. Затем помыслы этого рода полились сплошной рекой в моем сознании. Я онемел от страха и ужаса. В моей душе совершилось что-то неописуемое и непостижимое, ужасное и страшное. По приходе из храма в келью помыслы не оставляли меня. Воистину эти страдания были неземные. Я лишился пищи и сна.

После этого проходят дни, недели, месяц, проходит год, два, три, а адские мысли непроизвольно текут и продолжают преследовать меня. Я не находил нигде себе места успокоения от тоски и печали и даже в отчаянии, грешный, просил у Господа смерти. Эта мысленная брань была неописуемо тяжка. Представьте себе состояние боримого, когда два мира внутри его: один мир светлый – веры и надежды на Бога и пламенного желания спасения, а другой – мир темный, внушающий одни только пагубные и богохульные мысли и неверие. Нестерпимая брань особенно посещала меня во время совершения Божественной литургии. Когда я предстоял престолу Божию перед Святейшим Святых и низводя молитвой действие Святаго Духа, Пресуществителя Святых Даров, в этот же самый момент меня продолжали мысленно насиловать скверные помыслы неверия и сомнения. От того моим покаянным слезам не было предела. Даже иеродиакон Ионафан, сослуживший мне, видя мой горький плач, приписал мне повреждение ума. Но он, конечно, так думал по неведению. Он не знал, что совершается в глубине моей души. Единственным моим утешением и радостью было в свободные минуты читать житие Нифонта Кипрского Чудотворца, который сам страдал подобными мыслями в течение четырех лет…

Пагубные мысли нападали на меня с особой силой под великие и двунадесятые праздники. От всего этого мои нервы были расстроены, мысли уныния и отчаяния преследовали меня всюду. Теряя самообладание, я принужден был прятать от самого себя ножи, вилки, бечевки и всякие другие вещи и орудия, содействующие самоубийству. Не хватает у меня слов описать все и слез оплакать ужасы и страдания, перенесенные мной. Были моменты, когда я ночью, бессильный владеть собой, выскакивал из кельи, шел к собору, бегал вокруг него, плакал навзрыд и не мог дождаться минуты, пока откроют собор и я смогу у раки преподобного Сергия выплакать скорбь и невыносимые тяготы. Вспоминаю я теперь слова подвижников: «Ищи себе старца и руководителя не столько святого, сколько опытного в духовной жизни». И этот совет мне пришлось испытать на самом себе. Когда в своих великих страданиях я обратился к одному духовному ученому лицу и поведал ему свою мысленную скорбь, он выслушал меня и сказал: «Что ты, Господь с тобой, разве можно допускать такие мысли?» Вышел я от него, непонятый им, ни жив ни мертв от безысходной печали. Всю ночь не спал. Утром я отправился в живописный класс, а по пути зашел к заведующему мастерской иеромонаху Михею. Он, увидев меня, с удивлением воскликнул: «Отец Кронид! Что случилось?.. Тебя узнать невозможно! Лицо какое-то особенно страдальческое, исполнено печали, что невольно выдает твои душевные муки. Говори, что с тобой?» Тогда я ему поведал о всех своих внутренних скорбях и мыслях. Он со слезами на глазах выслушал меня и с особым чувством сострадания и христианской любви, как бы сам переживая со мной мои муки, сказал мне: «Успокойся, отец Кронид. Это великая брань, наносимая врагом, бывает со многими людьми. И мы с тобой не первые. Многие, очень многие страдают ею. Я и сам страдал этой бранью семь лет и дошел до такого состояния, что однажды, придя в Успенский собор к вечерне, от мыслей неверия, богохульства даже не смог там оставаться. Выбежав из храма, я направился в келью своего духовного отца иеромонаха Авраамия, при этом весь дрожал и сказать ничего не мог. Старец спрашивал меня несколько раз: «Что с тобой, расскажи мне?» После обильных слез я только смог вымолвить: «Батюшка, я погибаю!» Тогда старец говорит мне: «Ты ведь не услаждаешься этими мыслями и не соизволяешь на них? Что же ты так нестерпимо тревожишься? Успокойся! Господь видит твои душевные мучения, и Он тебе во всем поможет». Потом прочитал надо мной разрешительную молитву, благословил и отпустил меня с миром, и с того дня, при помощи Божией, помыслы эти совершенно исчезли. А иногда они изредка появляются, но я не придаю им значения, они исчезают, и я быстро успокаиваюсь».

Слова отца Михея, как драгоценный бальзам, пролились на мою душу, и я с того времени получил значительное ослабление в мысленной брани» (114, 79–83).

Источник: azbyka.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.